Наши публикации
Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области
Полна версия статьи доступна на сайте Мурманской государственной областной научной библиотеки в разделе электронной библиотеки "Кольский Север" http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/SamsykaAA/SamsykaAA_Nauka-i-biznes-na-Murmane_2012_s42-58/index.html
Наука и бизнес на Мурмане: Научн.-практ. альм. - Мурманск: Кн. изд-во, 1996: Берега и острова культуры. - № 2(730. - 2012. - 60 с.: ил.
ISSN 1684-7466
В номере:
Л.С.Селиверстов
Мореходные традиции и народные обычаи в культуре поморья
С.А.Дячок
Культура через православие
Е.Р.Михайлова
Провинциальная библиотека и сохранение историко-культурного наследия региона
А.А.Самсыка
Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области
________________________________________________
А.А.Самсыка
Культурно-просветительская деятельность
Рериховских организаций
на примере Мурманской области
«Культура есть научное и вдохновенное
приближение к разрешению
проблем человечества»[1]
Н.К.Рерих
В наше время человечество подошло к такому рубежу своего существования, когда спасение культуры является уже насущной потребностью.
В этой статье будут рассмотрены ступени взаимодействия государственных учреждений культуры и образования с общественными организациями на примере деятельности Рериховских организаций, в том числе Мурманской области.
Более двадцати лет на территории Мурманской области ведет свою культурно-просветительскую работу Мурманское Рериховское общество. Однако, прежде чем осветить этот вопрос, необходимо сказать о подвижнической деятельности семьи Рерихов, чтобы было понятно, почему практически во всех регионах нашей страны и за рубежом активно трудятся на ниве культуры Рериховские оранизации. Но обратимся к самому понятию культуры.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другое. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства: познание, нравственность, воспитание и просвещение, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию.
В этой статье речь будет идти о культуре духовной.
Многие известные деятели науки и культуры размышляли над понятием культуры и давали ей свою трактовку.
Расширил и углубил толкование этого понятия русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Слово культура, которое Николай Константинович всегда писал с прописной буквы, он разложил на две составляющих: «Культ» и «Ур»: Культ – почитание Благого Начала, Ур – Свет, Огонь.
Кроме того, Н.К.Рерих советовал разграничивать понятия культуры и цивилизации. В одной из своих статей он пишет:
«…Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.
Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить ‘‘Дом Культуры’’, но будет очень неуклюже звучать: “Дом Цивилизации”. Вполне определительно звучит название “культурный работник”, но совсем иное будет обозначать — “цивилизованный работник”. Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения “цивилизация Греции”, “цивилизация Египта”, “цивилизация Франции”, но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…»[2].
О понятиях культуры и цивилизации пишет наша современница ученый – индолог, лауреат премии имени Дж. Неру, директор музея имени Н.К.Рериха в Москве Л.В.Шапошникова: «Культура есть явление духа творческой деятельности человека. Цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о “тысячелетних царствах”, “вечно живых учениях”, “пролетарских” и “буржуазных” культурах. Это то, что мы уже прошли и начинаем критически осмысливать»[3].
Развивая далее эту тему, можно привести еще такое высказывание мыслителя Н.К.Рериха: «Разве не странно, что политика и Культура в существе своем разошлись? Казалось бы, и то и другое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участвует художников и ученых среди политических собраний. Окажется, что лишь в малом количестве стран в законодательных учреждениях широко включены представители науки и искусства»[4].
Крупный общественный деятель и просветитель Николай Рерих за свою жизнь создал множество культурных учреждений. Прежде всего, надо отметить период его деятельности на посту директора школы «Общества поощрения художеств» при Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1900-х годов Н.К.Рерих работал для театра, писал декорации, создавал эскизы костюмов, принимал участие в ряде выдающихся церковных строений.
Сеть культурных учреждений была создана Н.К.Рерихом в Америке, за годы его жизни в Нью-Йорке (1920-1923), в том числе музей им. Н.К.Рериха, при котором работала школа искусств, затем был основан Институт Объединённых Искусств. Институт постепенно вырос в общепризнанное просветительское учреждение, в котором действительно объединились все искусства. Также были образованы новые классы музыки и скульптуры для слепых, что в то время считалось немыслимо трудным. Заветы Рериха выявили новое направление для того времени – служение культуре.
Николаем Константиновичем был учрежден Международный Художественный Центр «Корона Мунди», т. е. «Венец Мира». Это название символизировало идею доступности искусства всех народов для масс в его воспитательном, эстетическом и художественном значении.
В начале тридцатых годов, когда Н.К.Рерих уже жил в Индии, но периодически приезжал в Америку, им была создана Всемирная Лига Культуры. Период начала 1940-годов ознаменовался основанием Американо-Русской Культурной Ассоциации – АРКА. Она явилась последним учреждением, созданным по инициативе Рериха в США. Рерих вел широкую просветительскую деятельность, причём не последнее место в этой деятельности заняла пропаганда русского искусства и русской культуры.
Н.К.Рерихом была организована и проведена Центрально-Азиатская экспедиция, которая продолжалась четыре года (1924-1928гг). Экспедиция провела широкие научные исследования, собрала огромный материал, затронула многие исторические и культурные проблемы: миграция древних народов, археологические памятники, религия древняя и современная, сбор письменных источников.
После экспедиции Рерихами в Индии был основан научно-исследовательский институт «Урусвати», который сотрудничал со многими странами мира. Директором института стал Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), старший сын художника, учёный-индолог, санскритист, тибетолог, монголист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий почти тридцатью языками. В этом же институте трудился младший сын – Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) – знаменитый художник и ботаник, археолог и историк, общественный деятель. Елена Ивановна Рерих (1879-1955) – философ, имеющая свои труды, стала его почётным президентом-основателем.
Как великий гуманист, Николай Рерих выступал в защиту природы, за сохранение исторических памятников, зданий, произведений искусства. Будучи по образованию юристом и историком, он разработал уникальный документ, названный Пактом Рериха, и предложил его мировому сообществу.
Первая статья Пакта гласила о том, что образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими.
Вместе с Пактом Николай Константинович Рерих предложил и специальный флаг – Знамя Мира. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг представляет собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Этот знак, по мысли художника, символизировал прошлое, настоящее и будущее, замкнутые воедино окружностью вечности. Еще одно из значений этого символа – религия, наука и искусство в круге культуры.
15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Пакт Рериха подписали десятки стран. Его поддержали крупнейшие политические и духовные лидеры того времени - Папа Римский, президент США Ф.Рузвельт, президент Чехословакии Т.Масарик и еще множество президентов, королей, ученых, писателей.
Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный им специальный флаг - Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Этот флаг в течение 10 лет был установлен в Государственной Думе РФ, побывало Знамя Мира и в космосе, на орбитальной станции Мир, на Северном и Южном Полюсах и на вершинах ряда высочайших гор планеты.
Функции Пакта Рериха охватывают многие сферы человеческой деятельности. Одна из функций Пакта – гуманистическая, так как заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры.
Другая функция Пакта – идеологическая, ввиду того, что Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.
Это еще и ценностная функция, ведь Пакт предполагает развитие в молодом поколении понимание ценности творчества. Рерих считал, что необходимо не только всемерно охранить культурное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух.
Еще одна функция – педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре.
Можно обозначить и такие функции как просветительская и объединительная. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих статей и выступления, утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей, что и делается многими Рериховскими организациями, в том числе Мурманским Рериховским обществом.
Пакт ставит своей целью – содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.
Прежде чем перейти к освещению деятельности Рериховских организаций, в том числе Мурманского Рериховского общества, необходимо сказать еще об одном важном вкладе семьи Рерихов в сокровищницу мировой культуры. Это принесение человечеству новой научно-философской системы, получившей название – Учение Живой Этики. Что это за система и для чего она нужна?
За весь период существования человечества в мире, начиная с мифологии, было множество различных философских систем, духовных и религиозных учений, соответствующих определенному этапу эволюции людей. Какие-то из них не оправдали себя, другие оставлялись ввиду того, что эволюция продвигалась вперед, и нужны были новые философские концепции. Были и трагические моменты в этом процессе – религиозные войны и вражда религии с наукой.
Наше время уникально тем, что мы живем на стыке тысячелетий, когда ломаются многие стереотипы мышления, когда многое из того, что было дано тысячелетия назад, не достаточно отвечает современному миропониманию. Этому способствовал большой скачок в развитии науки, как традиционной экспериментальной, так и метанауки, которая идет через внутренний мир человека, через духовное пространство. Это и прорыв в космическое пространство, и как следствие, зарождение нового вида мышления – космического. Предпосылками к этому явилось также появление в конце XIX века такого явления как русский космизм.
При таком глобальном переустройстве мира необходимо новое, расширенное переосмысление таких понятий как мораль, этика, культура, в соответствии не только с человеческими законами, но и Космическими Законами. Необходима такая философская система, которая объединила бы науку и религию, мысль Запада и Востока, была бы понятна представителям всех религий. Такой новой научно-философской системой и явилось Учение Живой Этики.
Живая Этика не связана ни с эзотерикой, ни с мистикой, так как представляет собой открытую систему знаний. Она не относится к религии, несмотря на то, что затрагивает вопросы, традиционно относящиеся к религиозной теме. В ней нет религиозного культа, но содержится сознательная и научно осмысленная этика.
Живая Этика – это новая система познания, дающая возможность понять и переосмыслить важнейшие эволюционные, социальные, исторические и творческие процессы, происходящие на нашей планете.
Нет такой отрасли жизни человечества, которая не была бы затронута и не разбиралась бы в Учении Живой Этики. Самым широким образом в нем поставлена проблема культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов, так как культура есть мощное энергетическое пространство.
Вот эти эволюционные действия Рерихов: Пакт Рериха и Знамя Мира, Центрально-Азиатская экспедиция, научно-исследовательский институт «Урусвати» и научно-философское Учение Живая Этика привели к тому, что по всему миру ширится целое движение во имя Культуры, получившее название – Рериховское движение, участником которого является и Мурманское Рериховское общество. Основной задачей этого движения является создание культурно - духовного пространства и постоянное его наполнение.
Неоднократно поднимая вопросы культуры, Н.К.Рерих писал: «Мы уже не раз говорили, что никакие Указы не создадут Культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность…Некоторые простаки думают, если Министерства народного просвещения существуют, то народу нечего помышлять о Культуре. За него кто-то все сделает. Но Культура есть дело всенародное»[5].
Надо добавить, что Рерихи не были эмигрантами. Они не меняли российское гражданство, и после экспедиции и создания научно-исследовательского института «Урусвати» планировали вернуться в Россию, чтобы принести ей все плоды своих великих трудов. Но Николай Константинович и Елена Ивановна так и не дождались разрешения вернуться на Родину.
И только их сыновья смогли осуществить задуманное. Старший сын Юрий Николаевич Рерих в 1957 году приехал в Москву. Работая в Институте востоковедения АН СССР, он буквально возродил школу российского востоковедения.
Младший сын Святослав Николаевич Рерих, живя в Индии и часто посещая Советский Союз, вел широкую общественную и культурно-просветительскую деятельность. В 1989 году он передал из Индии в Россию наследие своих родителей, на основе которого в Москве был создан Международный Центр Рерихов и музей имени Н.К.Рериха, расположившийся в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных.
Международный Центр Рерихов (МЦР) является неправительственным общественным объединением граждан и общественных объединений – юридических лиц, созданным на основе общности их интересов в деле изучения, сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов. Центр является ассоциированным членом Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций.
Центр проводит международные конференции, съезды, симпозиумы, фестивали, выставки, чтения, посвященные творчеству семьи Рерихов, а также новым направлениям науки. Отличительной особенностью всех конференций, проводимых МЦР, является обращение к самым насущным проблемам современности на основе идей новой философской системы – Учения Живой Этики, которая рассматривает приоритет культуры в качестве основного условия дальнейшего развития человеческой эволюции.
На базе Международного Центра Рерихов создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), в организации которого приняли участие представители Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской академии образования. В основу концепции ОНЦ КМ были положены идеи, развитые вице-президентом МЦР, академиком Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российской академии естественных наук Л.В.Шапошниковой в статье «Исторические и культурные особенности нового космического мышления».
ОНЦ КМ ведет большую работу по таким направлениям, как синергетика и глобальное прогнозирование; космонавтика XXI века: техника, экология, культура; жизнь и разум во Вселенной; проблемы ноосферного развития и экология; религиозный опыт и космическое мышление; космическое мышление и образование; космическое мироощущение в искусстве; новая система познания и Живая Этика.
При Международном Центре Рерихов и Объединенном Научном центре проблем космического мышления работает творческая мастерская молодых ученых. Это неформальное объединение студентов, аспирантов и молодых ученых из различных городов России и зарубежья. Целью объединения является создание творческого сообщества молодежи, чьи научные, художественные и жизненные изыскания базируются на принципах философии русского космизма и Живой Этики.
Если в Мурманской области есть молодые ученые, которых привлекают идеи космизма, они могут обратиться в этот Центр, где им предоставят возможность выступить с докладом, научными разработками, поделиться своими идеями, размышлениями.
Для дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики и содействия в утверждении духовности и космического сознания в образовании в Международном Центре Рерихов был создан Международный центр гуманной педагогики, который возглавил известный педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования Ш.А.Амонашвили.
Это объединение людей, для которых Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностного воспитания – педагогики третьего тысячелетия. Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, с управлениями образования разного уровня, ежегодно проводятся педагогические чтения. В центре гуманной педагогики проводится теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики, предлагается содействие и распространение их среди работников образования, родителей и широкой общественности. В Центре проводятся курсы повышения квалификации педагогов.
От Международного центра гуманной педагогики приглашения на педагогические чтения для работников образования присылались и в Мурманское Рериховское общество, некоторые педагоги на них побывали. Хотелось бы, чтобы идеи и новые разработки Центра гуманной педагогики внедрялись и в образовательные учреждения Мурманской области.
В 1998 году при Международном Центре Рерихов был создан Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих. Одной из программ фонда является специальная программа по оказанию помощи молодым дарованиям в различных областях искусства с целью сохранения и развития их творческих способностей. Многие талантливые ребята из разных регионов обращались в этот фонд и стали его стипендиатами.
Международный Центр Рерихов сотрудничает с международными общественными организациями, с российскими и зарубежными учреждениями науки и культуры, с рериховскими организациями, в том числе с Мурманским Рериховским обществом.
Мурманское Рериховское общество – региональная общественная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ по Мурманской области. Работает общество на базе областной научной библиотеки. Основное направление деятельности Мурманского Рериховского общества – культурно-просветительское, основанное на культурном, научном и философском наследии семьи Рерихов, основная цель – утверждение первоосновой жизни общества духовно-нравственное начало. Одной из задач общества является содействие осознанию и реализации общечеловеческих этических норм, повышению роли культуры во всех сферах жизни.
В Мурманске действует сеть государственных учреждений культуры, учебных заведений и учреждений для социально незащищенных слоев населения. Профессиональное искусство представлено драматическим театром, театром кукол, филармонией, театром Северной флота. Все же театров, музеев в области мало. Есть Дома культуры, но вряд ли они оправдывают свое название, так как подлинная культура в них зачастую отсутствует. К тому же нередко эти учреждения влачат жалкое существование. Видимо, это связано с тем, что в Мурманской области, как и в целом по стране, прежде всего, решаются вопросы экономики, а затем уже культуры. Но это равносильно тому, что всю проблему поставить с ног на голову. Это и подтверждается тем, что, сколько бы экономических реформ не проводилось в жизнь за последнее время, толку от них мало. Разруха, как известно, в головах. Поэтому начинать нужно со сдвига в сознании, поднятия духовности и повышения роли культуры, тогда и экономика будет развиваться лучше, и намного эффективнее будут решаться социальные проблемы.
Там, где государство не во всем справляется, оно широко привлекает общественные организации, но это, в основном, касается социальной сферы. Сейчас некоммерческим общественным организациям социальной направленности государством оказывается значительная поддержка, в том числе и выделение грантов. А вот в сфере культуры все обстоит иначе. Да и общественных организаций такого плана немного. Широкая культурно-просветительская работа во многих регионах проводится Рериховскими организациями, охватывающими такие сферы деятельности как образование, воспитание, защита культуры, охрана памятников, экология. Не стало исключением в этом и Мурманское Рериховское общество.
Многие годы на территории Мурманской области осуществляло свою деятельность Мурманское областное общественное Собрание, куда входило и Рериховское общество. Понаблюдав некоторое время за работой общественного Собрания, представители Рериховской организации задали вопрос заведующему сектором по общественным связям, почему в повестках дня Собрания никогда не звучат вопросы культуры? Ответ был получен удивительный: потому, что в области есть Комитет по культуре и искусству. Но ведь у нас есть и Комитет по здравоохранению (сейчас министерство), и различные социальные учреждения, однако подобные проблемы постоянно поднимаются участниками Собрания. Но разве можно их решить продуктивно без одновременного повышения уровня культуры? И здесь нужно также говорить о культуре руководящих работников и чиновников, которые часто оказываются не на высоте. Попытки хоть как-то внести предложения, связанные с вопросами культуры в решения областного общественного Собрания не увенчались успехом.
Было еще одно обращение председателя Мурманского Рериховского общества к чиновникам, курирующим общественное Собрание, по поводу выделения гранта на издание брошюры о музее имени Н.К.Рериха. На это обращение последовал вопрос: а какую значимость это будет иметь для Мурманска? Но неужели Рериху непременно нужно было жить в Мурманске, для того, чтобы быть значимым для него? Разве искусство и культура не общечеловечны?
В 2010 году Мурманское областное общественное Собрание прекратило свое существование, и была сформирована Общественная палата Мурманской области, куда Рериховское общество свои кандидатуры представлять не стало, решив идти своим путем.
Мурманское Рериховское общество объединяет людей разных социальных слоев и профессий. Рядом сидят профессор университета и простой рабочий. Всех членов общества объединяют идеи Учения Живой Этики и стремление к самому широкому познанию. Зачастую люди, окончив среднее или высшее учебное заведение, на этом свое образование заканчивают и всю жизнь занимаются только своей профессиональной деятельностью. Для членов Рериховского общества является обязательным постоянное самообразование, самовоспитание и самоусовершенствование.
В Рериховском обществе существует несколько направлений работы, которая разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя, в свою очередь, также складывается из двух составляющих. Первая – это самостоятельная работа человека над самим собой. Вторая – культурно-просветительская деятельность в стенах областной научной библиотеки, которая включает в себя лекции, круглые столы, конференции, Рериховские чтения, выставки, искусствоведческие лектории, концерты. Лекции звучат на самую разную тематику по искусству, культуре, философии, а также научно-популярные.
Многие из этих мероприятий проводятся совместно с сотрудниками библиотеки, кроме того, в них принимают участие работники культуры и образования. Одно из таких мероприятий состоялось в 2007 году. Областной научной библиотекой и Рериховским обществом был организован круглый стол «Мы сохраним тебя, русская речь», главной темой которого была экология русского языка. Проблемы эти созвучны рериховским размышлениям о языке и литературе. В круглом столе приняли участие педагоги г. Мурманска. Если размышлять о понятии экологии в целом, то надо говорить не только об экологии окружающей среды, как это принято, и даже не только об экологии языка, но начинать необходимо с экологии сознания. Только в ясном и очищенном сознании, при правильном широком мировоззрении рождаются уникальные мысли, идеи, работающие во благо самого человека, его культуры и окружающей среды.
Внешняя работа Рериховского общества складывается из всех тех мероприятий, которые проводятся Рериховским обществом за пределами областной научной библиотеки. Это библиотеки и музеи, центры дневного пребывания граждан, детские учреждения г. Мурманска и Мурманской области. Приоритетным направлением является популяризация Рериховского наследия – культурного, научного, философского. Мероприятия и выставки проводились в областном художественном музее, Музее истории города и флота г. Североморска, Историко-краеведческом музее г. Полярного, Доме культуры поселка Абрам-Мыс, библиотеках г. Мурманска и Североморска и др.
Важным в жизни Мурманского Рериховского общества является ежегодное участие в международных научно-общественных конференциях в Москве, проводимых Международным Центром Рерихов, на которые собираются ученые, писатели, работники культуры и образования, представители общественных организаций из самых разных регионов, как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья. Публикации и решения этих конференций, по возможности, проводятся в жизнь Мурманским Рериховским обществом в своем регионе.
Международный Центр Рерихов в Москве с самого начала своего основания уделял внимание проблемам культуры, которые были подняты в одной из научно-общественных конференций, прошедшей под названием «Защитим культуру». В организации и проведении конференции приняли участие Российская Государственная библиотека, Российский Фонд Культуры, Международная Ассоциация Фондов Мира, Центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В докладе основателя и генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, прозвучавшем на конференции, есть такие слова: «…цивилизации приходят и уходят, а Культура остается. Ибо цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства человеческой жизни, в то время как Культура есть пространство бессмертного человеческого духа. Культура первична, цивилизация вторична. Но их взаимодействие крайне важно для самого человека. С самых древних времен Культура и цивилизация представляли собой одно целое. Со временем, а на это были свои причины, цивилизация стала отдаляться от культурного поля. Однако надо помнить, что Культура лежит в основе цивилизации. Если такой основы нет, то возникает бездуховная цивилизация, свидетелями которой мы являемся в наш XX век. В такие моменты утрачивается представление о культуре, как стержне самой цивилизации. Люди забывают о том, что какой бы изощренной и материально обеспеченной ни была цивизации, она не в состоянии создать того внутреннего, духовного человека, на котором и держится Космическая эволюция. Предавая забвению Культуру как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую сводя ее к псевдоценностям массовой культуры, многие не понимают одного обстоятельства – любой кризис в стране – экономический, социальный, политический, научный и т.д., есть прежде всего кризис самой Культуры и его носителя – духа. Выход из любого кризиса должен начинаться с понимания эволюционной роли духовной Культуры и создания благоприятных условий для ее развития»[6].
Идеи, прозвучавшие на московском мероприятии, созвучны членам и посетителям Мурманского Рериховского общества, что и объясняет его культурно-просветительское направление деятельности. Одно из мероприятий Рериховского общества носило название «Дума о Культуре – Врата в Будущее», на котором члены общества и его гости размышляли о культуре в целом и обсуждали проблемы культуры в своем регионе.
В 2003 году Международным центром Рерихов в Москве была проведена конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века».
Инициаторами и организаторами проведения конференции явились Международный Центр Рерихов, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российская академия естественных наук и Российская академия образования. В работе конференции приняли участие Институт истории естествознания и техники РАН, Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Международная Лига защиты Культуры, Международная Ассоциация Фондов Мира, Федерация космонавтики России, Российский Фонд Культуры, Современный гуманитарный университет, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих. Конференция была организована при поддержке Российского авиационно-космического агентства.
Тема этой конференции объясняется тем, что в течение ХХ века начал формироваться качественно новый, синтетический, четвертый вид мышления (первые три: мифологический, религиозный, научный) – космический, формирующийся в недрах научного мышления.
Характерной особенностью нового космического мышления стал синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания, в том числе считавшимся вненаучными.
Наряду с практическим освоением внешнего космического пространства и развитием представлений о существовании других миров, о многообразии форм жизни человек стал выходить за привычные пределы чувственной реальности и открывать свой внутренний космос, все более осознавая себя органичной частью единой космической реальности.
Решением конференции предлагалось общими усилиями организаций – участников конференции содействовать введению в научный оборот Живой Этики как философии космической реальности, содержащей в себе основы новой системы познания космического мышления.
Центру Гуманной Педагогики при МЦР было рекомендовано выйти с обоснованными предложениями в Министерство образования РФ и Российскую академию образования о включении тематики космического мышления в учебные программы вузов и школ.
На конференции прозвучало много интересных докладов. Один из них – доклад доктора психологических наук, профессора, почетного академика Российской академии образования, руководителя Международного центра гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов Ш.А.Амонашвили – «Идеи космизма в педагогическом сознании». В докладе было отмечено, что «…идеи космизма могут быть рассмотрены не только через материалистическую точку зрения, но и через духовную. И если материалистическая наука исходным и конечным будет считать только знания, подвергающиеся опыту и логике, то она тем самым обескровит себя. Материалистическая наука действительно накопила огромные знания о Космосе и подвела человечество к освоению Космоса.<