Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Наши публикации

Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений

 

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

 М.П.Авотина,

кандидат физико-математических наук,

участник рериховского движения 

Самсыка А.А.

С 17 Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений - Мурманск: Мурманское книжное изд-во, 2012. - 336 с.: ил.

ISBN 978-5-85510-348-9

 

 © А.А.Самсыка, текст, 2012

 © Мурманское книжное издательство, 2012

 

Содержание:

Предисловие 7

Часть первая. ЕЛЕНА  ПЕТРОВНА  БЛАВАТСКАЯ 13

Глава первая. Жизнь и подвиг Е.П.Блаватской 15

Глава вторая. Теософия – Божественная Мудрость  63

 Единство религий 63

 Основные постулаты теософии 69

 О космической эволюции  75

 Законы Высшей Жизни 110

  Закон Долга  110

  Закон Жертвы  114

  Закон Перевоплощения 116

  Закон Кармы 124

  О пути ученичества 132                    

  Глава третья.    Блаватская и современность 138                      

  Послесловие  151

 

  Часть вторая. ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ  155

  Глава первая. Героический путь Е.И.Рерих  157

  Глава вторая. О Живой Этике как о философии космической реальности 215                                                    

  1. Основные положения Учения Живой Этики 215                             
  2. Живая Этика о понятии Беспредельности 241
  3. О психической энергии 249
  4. Об энергетических центрах высшего сознания 257                           
  5. О Началах 268
  6. О понятии  Учителя и ученичестве в Живой Этике 278

  Глава третья.  Живая Этика в современном мире        285           

  1. Истоки Рериховского движения 285
  2. Живая Этика и наука 299
  3. Дети Нового Сознания – будущее человечества Планеты 315

   Заключение 328

    Источники и литература 333

 

Жизненный путь Е.П.Блаватской пролегал в XIX веке, а Е.И.Рерих – в XX-м. Обе они посвятили свою жизнь принесению людям таких знаний, которые помогали и продолжают помогать многим понять  грандиозную картину мироздания и назначение человека в ней.

И о Елене Блаватской, и о Елене Рерих написано немало книг, но впервые сделана попытка, объединив рассказ о них обеих в одной книге, показать преемственность учений, даваемых Великими Учителями человечества через своих доверенных, и осознать жизненность этих учений в современном мире.

 

«Можно насытить чрево, сведённое

голодом, но никакими сокровищами

мира  не наполнить ограниченный ум»[1].

                                                Е.П.Блаватская

 

                               «Любая книга может быть испытанием

                               уровня сознания читателя»[2].

                                                                             Е.И.Рерих

                                                                    

                                                                                 «… отчего

                                                                                 ты не спокоен, дух мой? Устрашился

                                                                                 тем, чего не знаешь? Для тебя

                                                                                 закрылось Солнце тьмою. И поникли

                                                                                 танцы радостных былинок.

                                                                                 Но вчера ты знал, мой дух,

                                                                                 так мало. Так же точно велико

                                                                                 твоё незнанье. Но от вьюги было

                                                                                 всё так бедно, что себя ты

                                                                                 почитал богатым. Но ведь Солнце

                                                                                 вышло для тебя сегодня. Для тебя

                                                                                 знамёна света развернулись.

                                                                                 Принесли тебе былинки радость.

                                                                                 Ты богат, мой дух. К тебе

                                                                                 приходит знанье…»[3].

                                                                                                           Н.К.Рерих

 

 

[1] Блаватская Е.П. Жемчужины Востока январь, 28. Москва, 2001

[2] Письма Махатм // Приложение 2. Комментарии Е.И.Рерих. Самара, «Самарский Дом печати», 1993. С. 692.

[3] Рерих Н.К. Письмена. Цветы Мории. Москва, информационно-издательский дом «Профиздат», 2009. С. 51.

 

Предисловие

«Повседневная практическая Мудрость

зиждется на четырех китах:

знании корня Истины,

ветвей Истины, предела Истины

и оборотной стороны Истины»[1]

Е.П.Блаватская

 

             Эта книга предназначена для тех, перед кем  рано или поздно встаёт вопрос о смысле жизни. Кому-то этот вопрос приходит в зрелом возрасте, а кого-то мучает уже в юности. Люди задумываются о том,  какова цель существования человека на земле, обитаемы ли другие миры, населён ли Космос иными  существами, какие они? Для некоторых людей наступает такой момент, когда их сознание перерастает рамки любой религии, и уже не удовлетворяет слепая вера. Человек испытывает духовный голод и чтобы утолить его, он начинает искать знание.

 Ответы на вопросы о смысле жизни дают   религия, философия, духовные учения. В определённые периоды истории в мире появлялись люди,  приносившие человечеству новые эволюционные знания – это великие философы,  духовные учителя, которые основали мировые религии, духовные учения.

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение  коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой  целостного взгляда на мир и человека в нём. В буквальном смысле  слово «философия»  означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость)[2].

На протяжении человеческого существования  зарождались философские системы, соответствующие эволюционному развитию человека. Различные философии и учения появлялись в определённое время, среди тех или иных народов и на разных языках, согласно историческому времени, духовному состоянию человечества и закону Кармы. Человечеству открыто выдавалось ровно столько знания, сколько оно могло вместить на определённом этапе своего развития.

Нам известна античная философия, философия средневековья, философия Возрождения, Просвещения, марксистская философия, различные религиозные философии. Все эти и другие философские системы старались ответить на самый главный вопрос –  смысл жизни.

Но где хранятся все эти знания? Откуда и кем приносятся они человечеству? На Востоке с давних времён широкое распространение получили  легенды о священной стране – Шамбале, где живут великие мудрецы – Махатмы. Легенды повествуют о том, что они накопили колоссальный опыт и сведения о мироздании и Законах Космоса. Но знание – великая и опасная сила, и потому многие знания хранятся в тайне, и только часть их передаётся людям в определённое время в зависимости от духовного развития человека. Кроме устных преданий, существуют и письменные источники, такие как  тибетские манускрипты.

Но не только в Азии знают о существовании Шамбалы. Есть свидетельства, что Пифагор и Аполлоний Тианский посещали Шамбалу; Константин Великий, римский император,  получал вести из Шамбалы, а также византийский император Эммануил. Крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, приносили вести о Шамбале и Махатмах. В Европе эти  рассказы получили название «Сказание о Замке Грааля».

Западная христианская церковь в XII-XIII веках знала о существовании в сердце Азии таинственного Духовного Центра во главе с пресвитером Иоанном.

Сведения о Шамбале содержатся и в трудах европейских учёных. Кроме того, существуют и русские источники, так называемые «Сказания о Беловодье». Загадочную страну Беловодье искал некий русский монах Сергий во времена киевского князя Владимира.

В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство»[3]. Русские путешественники и учёные знали о Беловодье-Шамбале. Об этом писали Н.М.Пржевальский и  П.К.Козлов, в своих рассказах упоминали В.Г.Короленко, П.И.Мельников-Печерский, А.С.Шишков.

В конце XIX столетия русская женщина Елена Петровна Блаватская поведала миру  о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с философскими учениями Востока.

В XX столетии супруги Рерихи, увлекшись древнеиндийской философией, изучали состояние различных религий, вели научные изыскания, провели Центрально-Азиатскую экспедицию. Они видели свой долг перед обществом в сближении духовно-философского наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными достижениями Запада. Е.И.Рерих в своих письмах неоднократно упоминает Шамбалу, Н.К.Рерих написал книгу о Шамбале.

Так кто же они, эти таинственные Махатмы?

Об этом очень просто и ясно рассказывает один из учеников Н.К.Рериха -  С.В.Стульгинскис в своей книге «Введение в Агни-Йогу»:

          «Сами Махатмы своё существование объясняют за­коном космической эволюции человечества. Суть это­го закона в следующем. Каждый отдельный человек — это духовное бессмертное существо, эволюция кото­рого происходит путём повторного воплощения на Земле. После смерти тела человека его духовная сущ­ность не уничтожается, а продолжает своё самостоя­тельное пространственное существование. Когда наступает время,  это «Я» воплощается снова [выделенное курсивом, добавлено автором. А.С]. Так жизни каждого человека повторяются множество раз. Проходя через многие воплощения, духовные качества постепенно растут, развиваются. Так по ис­течении очень долгого времени человек, наконец, до­стигает полного человеческого совершенства, тем за­вершая установленную для человечества эволюцию.

             Такой “уже-не-человек” начинает следующую ста­дию космической эволюции, «после-человеческую», которую можно назвать богочеловеческой или даже божественной. Ведь если мы вообразим такого, по сравнению с нами, сверхчеловека, то его можно на­звать уже Богом, ибо его сознание будет настолько превышать сознание обыкновенного человека, на­сколько последнее превосходит сознание животного. Ничего сверхъестественного, предела эволюции нет! Эти существа, проходящие следующую ступень эволюции, называются Махатмами, что в переводе с сан­скрита означает “Великие Души”… Будучи существами следующей, высшей ступени эволюции, Махатмы, по сравнению с обычными людьми, обладают колоссальными знаниями и мудростью, мощными внутренними силами. Согласно космическому праву - иерархическому принципу управления мирозданием, Махатмы представляют собой невидимое Правительство нашей планеты. Пользуясь аппа­ратурой, неизвестной нашей науке, они могут видеть  любое место планеты, могут читать мысли людей. Пе­редачей своих мыслей, посылками в мир эволюцион­ных идей Махатмы руководят эволюцией человечества. В случае необходимости Мировое Правительство вме­шивается в дела мира, посылая своих посланников, ко­торые несут предупреждение, совет или помощь».[4] Махатма – это человек, достигший высокого уровня духовного развития и по своим знаниям и способностям находящийся на качественно иной ступени космической эволюции.

      Описание этой загадочной стране Шамбале дают сами Махатмы: «Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Гауризанкара помогает магнитному току. Лестница Иакова – символ Нашей Обители»[5].

                 Несмотря на то, что даются различные указания на существование Шамбалы, в то же время её точное местоположение по известным причинам скрывается: «Можно находить в литературе разных народов очень значительные указания. Например, – Шамбала помещается на крайнем севере, там северное сияние как бы указывает на пребывание Шамбалы. Но не забудем, что такие же электрические напряжения происходят и в Гималаях. Таким образом, еще одно сокрытие получает объяснение. Мыслитель указывал, насколько многое не может быть выдано, иначе произойдет великое смятение. Последуем Его мудрому совету и найдем меры, приличествующие сознанию народов»[6].

 Не каждый, кто вздумает поехать в Тибет, чтобы найти Учителей-Махатм, действительно, найдёт их. Можно всю жизнь ходить по Гималаям, но это не приведёт ни к каким результатам, так как одного желания увидеть Махатм недостаточно. Для того, чтобы найти обитель Учителей, надо быть внутренне к этому готовым, нужно преобразить всю свою человеческую сущность, чтобы быть позванным ими. Об этом пишет один из Учителей-Махатм Блаватской в письме к А.П.Синнету: «Те, кому мы пожелаем открыться, встретят нас на  самой границе, остальные не найдут нас, даже если бы они двинулись на Лхасу с целой армией»[7]

В Британском Музее в Лондоне хранятся уникальные документы – письма, написанные Махатмами англичанам А.П.Синнету и А.О.Хьюму. Это был первый случай, когда Великие Учителя вступили в переписку с представителями западного мира, которая продолжалась, начиная с 1880г, около пяти лет.

А.П.Синнет – редактор индийской влиятельной газеты «Пионер» - познакомился с основательницей Теософского общества Е.П.Блаватской и, поражённый её широкими знаниями и необычными способностями, выразил желание переписываться с кем-либо из Махатм, которых Елена Петровна называла своими Учителями.  А.О.Хьюм – орнитолог и высокопоставленный чиновник английской администрации в Индии. При посредничестве Блаватской согласие на переписку было получено. Впоследствии, идеи, содержащиеся в  письмах Махатм, А.П.Синнет изложил в своей книге «Эзотерический буддизм». 

Основы учения Махатм  изложены Е.П.Блаватской в её монументальном труде – «Тайной Доктрине», продиктованном ей Великим Учителем. «Тайная Доктрина» содержит в себе синтез науки, религии и философии.

Позднее,  Елена Ивановна Рерих, по указанию того же Великого Учителя перевела отдельные главы «Писем Махатм» на русский язык, которые вошли в книгу «Чаша Востока», изданную в Риге в 1925 году под псевдонимом Искандер Ханум.

«В подготовлении мировой современной эволюции выявлено Учение Великих Махатм Индии. Из приводимых писем Махатм (1880-1884) видна сущность этого Учения. Смелость изучения мира должна быть близка  каждому молодому сердцу. Помочь и одушевить  эти рассеянные сердца составляет задачу наших изданий. ’’Чаша Востока’’ содержит сущность всех верований и познаваний. Не случайно ищущие обращаются к Востоку.

                                                Искандер Ханум. “Чаша Востока”»[8].

 

В настоящее время «Письма Махатм» переведены на русский язык и изданы полностью.

Кроме того,  Е.И.Рерих осуществила  перевод с английского языка на русский «Тайной  Доктрины» Блаватской. Для того, чтобы осуществить переводы таких трудов, не достаточно просто знать язык и быть талантливым переводчиком,  необходимо  обладать теми знаниями, о которых шла речь в них. И Елена Ивановна Рерих обладала ими.

В 1924 году Е.И.Рерих начала записывать новое учение, дававшееся через неё миру уже на русском языке тем же Великим Махатмой, получившее название Учение Живой Этики (Агни-Йоги) и  явившееся кульминацией предыдущих учений. Великий Учитель назвал эту мужественную женщину Матерью Агни-Йоги.

         Перелистаем страницы жизни Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, и непредубеждённым взглядом, используя не только аналитические способности своего ума, но и интуицию сердца, познакомимся с основными положениями Учения Махатм, изложенными в Тайной Доктрине и Живой Этике, и проследим жизнь этих идей до настоящего времени.

 

       «Привет Искателям!

Привет Носителям Общего Блага!

Привет Востока!».[9]

 

[1] Блаватская Е.П. Жемчужины Востока,  1999. С. 213.

[2] Философия. Учебник для вузов. Москва, Изд. Норма 2005. Стр. 1.

[3] Хохлов Г.Т. Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». С-Петербург. Типо-Литография «Герольд» (Вознесенский просп. №3). 1903.

[4] Стульгинскис С.В.. Введение в Агни-Йогу.  Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск. 2008. С.17.

[5] Учение Живой Этики. Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1993. Т.1. Листы Сада Мории. Книга вторая. Часть.2,глава I,.п.5. С. 131.

[6] Учение Живой Этики. Надземное, п. 216. Новосибирск, «Россазия», 2008. С. 196.

[7] Крэнстон. С. Е.П.Блаватская. Издательство «Лигатма».Рига, Латвия, 1999. С. 109.

[8] Чаша Востока. Новосибирск, издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского общества, 2009.  С. 8.

[9] Учение Живой Этики. Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1993.Т.1. Листы Сада Мории. Книга вторая. Введение. С. 115.

 Книгу можно приобрести в магазине "Глобус", сети магазинов "Книжный мир" г. Мурманска, а также у автора.

Кроме того, книга имеется в библиотеках г. Мурманска и области.