Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Наши публикации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР-МУЗЕЙ имени Н.К.РЕРИХА

 

Автор-составитель: А.А.Самсыка 

В подготовке материала принимал участие: А.М.Печковский

Сборник издан при поддержке администрации г. Мурманска

© РОО "Мурманское Рериховское общество", Мурманск, 2007

 

Международный Центр Рерихов

Международный Центр-Музей

имени Н.К. Рериха

Общественная неправительственная организация,

ассоциированный член при

Организации Объединенных Наций

Основой Международного Центра Рерихов является Музей имени Н.К. Рериха.

Международный Центр Рерихов осуществляет организационные и экономические меры по сохранению переданного Центру наследия Рерихов, обеспечению успешной работы Музея имени H.K. Рериха в Москве; проводит научную и исследовательскую деятельность, посвященную изучению художественного творчества, философских и литературно-публицистических трудов семьи Рерихов; осуществляет сбор и научную обработку информации, создание банка данных о жизни и творчестве семьи Рерихов, осуществляет публикацию архивных и литературных материалов семьи Рерихов, трудов о них и их творчестве, а также работ, посвященных вопросам мировой культуры и искусства; участвует в изучении художественного наследия семьи Рерихов, находящегося в частных и государственных коллекциях, создании полного каталога художественных произведений семьи Рерихов; проводит международные конференции, съезды, симпозиумы, фестивали, выставки, чтения, посвященные творчеству семьи Рерихов; участвует в разработке и проведении в установленном порядке мероприятий, регулирующих ввоз, вывоз, передачу права собственности на культурные ценности, прежде всего – наследие семьи Рерихов; содействует заинтересованным организациям в защите культурных ценностей, сохранению и восстановлению памятников истории и культуры, развитию профессионального, любительского и народного художественного творчества и искусства; осуществляет общественный контроль за соблюдением международных Конвенций о защите и охране культурного и природного наследия, а также участвует в установленном порядке в реализации положений этих Конвенций.

 

По материалам сайта Международного Центра Рерихов.

Твердыня Культуры

Музей имени Н.К. Рериха

 

Камни Великих цивилизаций укрепляют

 твердыню Культуры. <...>

Где зародилась Культура, там её уже

нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию.

Но Культура как истинная духовная ценность

бессмертна.

Н.К. Рерих

 

История человечества сохранила до наших дней немало сообществ и учреждений, культурная ценность которых не вызывает сомнений. Они рождались во все времена, появляются и сейчас. Это большие и малые музеи, театры, картинные галереи, библиотеки-книгохранилища. Среди них, как редчайшее явление, возникают и такие, которые Н.К. Рерих называл «твердыней Культуры». К подобным явлениям можно причислить и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, открытый в Москве в конце прошлого столетия. Его основа – наследие семьи Рерихов, переданное в 1990 году из Индии С.Н. Рерихом, младшим сыном художника.

Музей относительно молод и имеет нехарактерную для большинства музейных объединений юридическую форму, которая выбрана в соответствии с представлением С.Н. Рериха о концепции Центра-Музея. «...Наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда). <…> Центр должен, по-моему, обладать, значительной, независимостью, гибкостью, функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество», – писал Святослав Николаевич в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» от 29 июля 1989 года. В той же статье он говорит, что ему «весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство центром. <…> Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления».

Наука для Рерихов всегда была неотъемлемым от прочих, хотя и не единственным способом познания мира. Центр-Музей, по замыслу Святослава Николаевича, должен был стать деятельной исследовательской структурой. В той же статье он говорит: «Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия – всё это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И. [Рерихов], но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции».

Ныне Центр реализует и эту часть общей концепции, предложенной Святославом Николаевичем. Исследования духовного, творческого, научного наследия семьи показывают, что оно практически неисчерпаемо. Сам характер рекомендованного Рерихами метода познания даёт ключ к новым нахождениям в любой области науки и творчества.

Обладая статусом общественной организации, музей обрёл редчайшее качество независимого саморазвития – экспонируемый здесь «материал» не позволяет ограничиться плоской информативно-хронологической его подачей. Он самостоятельно диктует общие принципы организации музейного пространства, поскольку опирается, с одной стороны, на конкретные этапы биографии семьи Рерихов, с другой – на идеи космической эволюции и духовного развития человечества, отраженные в учении Живой Этики. Ей следовали Рерихи на протяжении всей жизни, и сегодня она не свод догм, а живое знание, развивающееся в сознании планетарном и рождающее сознание вселенское.

Каждый экспонат музея насыщен духом, философскими и нравственно-этическими устоями этого необыкновенного человеческого единства и потому видится скорее как символ, а не памятный предмет, когда-то принадлежавший великому человеку. Эти предметы мало рассматривать – их надо читать. В открытом для нас наследии Рерихов и прямо, и образно записано многое. Достаточно недолгое время провести в любом из залов, чтобы почувствовать: внутри музейного пространства пульсирует туго скрученная спираль – пружина жизни не прошлой, не ушедшей, а настоящей, с её активным, естественным магнетизмом, всегда устремленной в будущее. Живым присутствием Николая Константиновича и Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов дышит всё, превращая любого находящегося здесь в невольного собеседника с незримым.

Этим дыханием полны художественные полотна, архивные документы и фотографии семьи Рерихов разных поколений, тома домашней библиотеки и различные издания книг Живой Этики, личные вещи и бытовые предметы, произведения декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики Индии, которые составляют единую коллекцию. Она вмещает в себя полную историю семьи, и биография каждого из её членов по информационной и духовной насыщенности способна предоставить основательный материал для отдельной экскурсии. Перейти из одного зала в другой – значит шагнуть из одного периода жизни в следующий, связанный с предыдущим исторически и духовно.

Рассказывая о Музее имени Н.К. Рериха и о Международном Центре Рерихов, невозможно обойти вниманием архитектурный комплекс, Усадьбу Лопухиных, выбранную для музея самим Святославом Николаевичем. У неё своя история, и работники музея относятся к ней с уважением и считают своим долгом провести в полном объёме работы по её восстановлению. Основная часть этих работ была завершена к 1994 году, но реставрация закончится лишь после того, как будет воссоздан весь архитектурный комплекс, в том числе утраченный сад-парк.

Часть интерьеров главного здания усадьбы законсервирована и ждёт начала реставрационных работ, часть уже восстановлена и открыта для зрителя. Внутренний интерьер в его нынешнем виде совмещает элементы архитектурного убранства эпох и стилей, которые чередовались на всём протяжении её трёхвековой истории: сводчатые палаты сохранили фрагменты внутренней отделки XVII века; к помещениям более позднего, XVIII столетия можно подняться по лестнице, спроектированной ещё М.Ф. Казаковым. В Зале Учителей архитекторы и реставраторы восстановили по сохранившимся архивным материалам капители колонн, люстру, венецианское зеркало, и сейчас он вновь обрел тот вид, в каком существовал в XVIII веке, когда главное здание усадьбы было жилым.

За три с лишним века своего существования усадьба многократно перестраивалась, не раз переходя из рук в руки, меняя свой облик и назначение. В основе существующего здания лежит постройка, возведенная на подаренных государем землях около 1689 года Федором Лопухиным, отцом первой жены Петра I – Евдокии Лопухиной. Тогда за домом и закрепилось название – Усадьба Лопухиных, дошедшее до наших дней.

В 1718 году после казни А.Ф. Лопухина, брата Евдокии, приговоренного к смерти по делу царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну и позже передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь один из филиалов своей полотняной фабрики. В 1728 году усадьбу возвратили наследникам первого её владельца. В 1774 – 1775 годах палаты входили в состав Пречистенского дворца, построенного в 1774 году на Волхонке по приказу Екатерины II. Возведение дворца было поручено Матвею Федоровичу Казакову, который объединил два частных дома – М.М. Голицына и В.С. Долгорукова – деревянным корпусом, связав усадьбу переходами с другими частями дворца.

В 1802 году её передали новому владельцу – графине Варваре Алексеевне Протасовой. В то время к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами, а фронтон украсил фамильный графский герб. В 1830-х гг. главный дом снимал у графов Протасовых генерал-майор Д.Н. Бологовский, знакомый отца и дяди Пушкина. А.С. Пушкин также состоял с ним в знакомстве и не исключено, что бывал здесь. В 1850 году усадьба перешла к Анне Петровне Бахметьевой. Есть сведения, что семью Бахметьевых посещал знакомый с мужем Анны Петровны Н.В. Гоголь. Такова краткая история усадьбы до 1917 года.

После 1917 года Усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в ней располагался филиал Музея Маркса-Энгельса, затем жилые коммунальные квартиры, а с 1965 г. здесь размещалось одно из ведомств Министерства тяжелого машиностроения.

Новая история старинной усадьбы, связанная с именем Николая Константиновича Рериха, неутомимого поборника защиты культурных памятников и ценностей от разрушения и уничтожения, началась с упомянутой статьи «Медлить нельзя!». Она содержала полный текст обращения С.Н. Рериха, написанного им в начале июля 1989 года в Бангалоре. В октябре того же года после встреч с М.С. Горбачевым и при поддержке инициативы С.Н. Рериха Советом Министров СССР был организован Советский Фонд Рерихов (СФР), а в ноябре вышло Постановление Совета Министров СССР об образовании общественного Музея имени Н.К. Рериха и СФР. Ещё через месяц, в декабре 1989 года, решением Мосгорисполкома в распоряжение Фонда была передана Усадьба Лопухиных.

В 1990 году С.Н. Рерих через своё доверенное лицо – Людмилу Васильевну Шапошникову – передал СФР художественно-культурное наследие Н.К. и Е.И. Рерихов. Груз, масса которого составляла более 4 тонн, включал в себя картины, архив, личные вещи, реликвии, семейную библиотеку. Всё это культурное и научное богатство должно было стать содержанием будущего Центра-Музея. По поводу кандидатуры на пост директора Музея Святослав Николаевич ещё в письме «Медлить нельзя!» высказался вполне определенно: «Вы спрашиваете мое мнение о возможном руководителе центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный». За время существования Музея благодаря помощи меценатов и дарителей в Музей поступило более ста пятидесяти картин Н.К. Рериха, С.Н. Рериха и Ю.Н. Рериха. В течение последних трёх лет Музей приобрёл ещё несколько десятков бесценных полотен Н.К. и С.Н. Рерихов.

В 1991 голу в связи с распадом СССР Советский Фонд Рерихов был переименован по личной инициативе С.Н. Рериха в Международный Центр Рерихов (МЦР), который стал правопреемником Фонда. В конце 1991 года Устав МЦР был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.

1993 год стал для Международного Центра Рерихов годом тяжёлых испытаний. В январе в Бангалоре скончался Святослав Николаевич Рерих. Его смерть облегчала задачу тем, кто сопротивлялся рождению нового культурного центра, – в частности, Министерству культуры и Музею Востока, претендовавшему на право монопольного распоряжения наследием семьи Рерихов. В стенах Музея Востока удерживались 288 полотен Н.К. Рерихов, которые были привезены Святославом Николаевичем в Советский Союз в 1974 году для временного экспонирования и оставлены на попечение Министерства культуры. Несмотря на то, что при передаче в 1990 году в Бангалоре наследия родителей С.Н. Рерих внёс эти картины в дарственную, подчеркнув, что они являются основой задуманного им Музея, эти полотна не возвращены МЦР до сих пор.

В одном из очерков 1935 года, «Построения», приводя исторические примеры нелепостей, неуместных переписок и препирательств, чинимых благим деяниям, Николай Константинович замечает: «Очевидно, при каждом построении должны возникать какие-то тёмные трудности. Какое-то зло должно вопить против всего созидательного, должно измышлять всякие нелепости, лишь бы что-то хотя задержать, если не совсем искоренить. При этом бросается в глаза, насколько часто лица официального положения бывают вовлекаемы в сотрудничество со злоумышленниками».

Вопреки сложностям, естественно возникавшим в силу внутриполитических событий в стране и искусственно создаваемым для МЦР определёнными кругами, в феврале 1993 года была открыта первая экспозиция Музея, приуроченная ко дню рождения Елены Ивановны Рерих. Она занимала пять комнат флигеля, где в настоящее время располагаются служебные помещения. Многое здесь делалось своими руками, начиная от ремонта комнат и заканчивая витринами. Витрин было всего три, в них можно было разместить лишь незначительную часть экспонатов, так что отбирались наиболее интересные. Все они демонстрировались впервые.

Оппозиционно настроенная группа людей, сплотившаяся вокруг Музея Востока и поддержанная Министерством культуры, продолжала тем временем настаивать на огосударствлении общественного Музея имени Н.К. Рериха, что шло вразрез с волей его основателя – С.Н. Рериха. Летом того же года в Индии бывший секретарь С.Н. Рериха Мэри Джойс Пунача развернула активную деятельность по прямому присвоению его наследия. Пользуясь болезнью вдовы С.Н. Рериха Девики Рани, она отправляла от её имени письма правительственным органам России, в которых говорилось о необходимости государственной защиты наследия Рерихов. В ноябре 1993 года вышло Постановление правительства № 1121 «О Государственном музее Н.К. Рериха», согласно которому Усадьба Лопухиных передавалась Музею искусств народов Востока (ныне Музей Востока). В поддержку Центра-Музея выступили крупнейшие деятели науки и культуры, академики Д.С. Лихачев и А.Л. Яншин, министры культуры стран СНГ, члены рериховских обществ и творческих союзов, а также отдельные граждане, которые понимали значение рериховского наследия и ценили волю покойного дарителя. В конце 1993 года МЦР подал иск в Высший арбитражный суд об отмене этого постановления с целью спасти успешно действовавший культурный центр. Судебный процесс длился полтора года. За это время умерла Девика Рани, Мэри Пунача была арестована и началось расследование ее деятельности. Индийские газеты писали о сокрытии ею настоящего завещания С.Н. Рериха, о сфабрикованных ею же фальшивых завещаниях и письмах и о похищении денег и ценностей семьи Рерихов. Однако Министерство культуры продолжало доказывать правовую обоснованность постановления о Государственном музее Н.К. Рериха, в основу которого было положено поддельное письмо.

Общественный Музей между тем продолжал жить и развиваться. В октябре 1994 года, в год 120-летнего юбилея Н.К. Рериха, состоялось открытие новой экспозиции Музея. На этот раз она разместилась в пяти комнатах отремонтированного первого этажа главного здания усадьбы. Экспозиция, перемещенная из флигеля, значительно расширилась, было увеличено количество картин, появились новые экспонаты. Отреставрированным полотнам Святослава Николаевича отвели целый зал. В новом помещении стали проходить концерты, семинары, лекции, отмечались торжественные даты, связанные с жизнью Рерихов. К этому времени развернулась публикаторская деятельность Центра-Музея, появилась возможность разместить в отдельной витрине изданные МЦР книги, брошюры и репродукции.

В марте 1995 года Высший арбитражный суд вынес окончательное решение в пользу МЦР. Усадьба сохранялась за Центром, решение суда обжалованию не подлежало. На его основе было издано постановление Московского Правительства за подписью Ю.М. Лужкова о предоставлении Усадьбы Лопухиных МЦР в аренду на 49 лет. Был оформлен новый договор, появилась возможность продолжать капитальный ремонт и реставрацию. Государство не сочло нужным финансировать эти работы. Средства зарабатывались Центром самостоятельно или приходили в виде пожертвований рериховских обществ и отдельных граждан России и зарубежных стран. Значительную часть расходов взяли на себя меценаты.

Результаты этой подвижнической деятельности были впечатляющими. 9 октября 1997 года, в день рождения Н.К. Рериха, в отреставрированных залах второго этажа главного здания усадьбы произошло «третье открытие» Музея, в экспозиции которого теперь представлена значительная часть наследия семьи Рерихов.

Однако и сегодня ситуация, сложившаяся вокруг Центра-Музея, не утрачивает драматизма. Имя Рерихов, их культурное наследие, Центр-Музей деятельность рериховских организаций стали объектом не только административного давления, но и клеветы. Невежество во все времена старается умалить и сузить то, что выше его понимания и шире его кругозора. Неблаговидными деяниями занята целая когорта журналистов, писателей, лиц, имеющих научные степени, а также отдельных служителей Русской Православной Церкви.

Не оставляют попыток дестабилизировать работу общественного музея Министерство культуры РФ и администрация Музея Востока. Они по-прежнему настаивают на передаче государству наследия Рерихов на основе Постановления № 1121, регулярно затевают гражданские процессы и предъявляют административные претензии, оспаривая принадлежность культурного наследия Рерихов, о которой столь ясно высказался С.Н. Рерих. Предвидя подобные действия, сам даритель в статье «Медлить нельзя!» предупреждал: «...подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра».

Странную позицию заняла и Счётная палата РФ, чиновники которой обязаны вести строгий счёт культурным ценностям, являющимся достоянием государственных и общественных организаций. При проверке коллекции упомянутых выше 288 картин Рерихов, находящихся на временном хранении в Музее Востока, комиссия Счетной палаты «не заметила» отсутствия в этом собрании 45 подлинных полотен Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, зато вновь предложила Правительству РФ выполнить Постановление № 1121 «О Государственном музее Н.К. Рериха».

Завершить это отнюдь не лирическое отступление о препятствиях, чинимых культуре и общественному музею, уместно словами из «Листов дневника» Николая Константиновича Рериха: «Неопытный зритель восклицает: “Прекратите! Ведь это же нелепо!” Но опытный деятель поправит его: “Это не только нелепо, но и безобразно. Повремените еще минуту, и вы сами увидите не сносную степень безобразия и невежества, которое пожрёт самое себя”».

«Благословенны препятствия, ибо мы ими растём» Неуклонно растёт число единомышленников, друзей и защитников Музея. В 2001 году в МЦР состоялась Международная конференция «В защиту имени и наследия Рерихов». В феврале-марте 2004 года в защиту Музея прошли пресс-конференции и акции «SOS культуры» отделений МЦР в Украине, Латвии, Белоруссии, в Санкт-Петербурге. В ходе пресс-конференций в Москве руководители МЦР – президент Ю.М. Воронцов и первый вице-президент, генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова дали исчерпывающее освещение сложившейся ситуации. Через центральную и региональную прессу эта информация была донесена до всех, кому небезразлична судьба культурного наследия Рерихов и общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Друзья Музея приходят в старинную усадьбу и,  прежде чем войти в музейные залы, подолгу стоят у мемориала, вглядываясь в одухотворенные лица Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Мемориал был создан скульпторами С.В. Манцеревым и В.Ю. Кузнецовым и архитектором И.Р. Красавцевой. Его торжественное открытие состоялось в 1999 году, в год, когда Центру-Музею исполнилось 10 лет.

В залах Музея каждый человек находит что-то своё, глубоко личное или связанноё с избранной им областью деятельности. Концепция «третьего» Музея была выработана в 1995 году и охватила основные вехи жизненного пути Рерихов и многообразие их дарований.

Экспозиция представляет Н.К. Рериха и как художника, работавшего в области станковой, монументальной и театрально-декорационной живописи, и как учёного, философа, путешественника, общественного деятеля. Е.И. Рерих была не только изумительной петербургской красавицей, верной спутницей и вдохновительницей Николая Константиновича это – незаурядная личность, совместившая в себе качества учёного-философа, писателя, музыканта, переводчика, художницы и путешественницы. Юрий Николаевич, ученый-востоковед с мировым именем и лингвист, владевший более чем 30 языками, обладал также незаурядными художественными способностями. Его рисунки, которые ныне экспонируются в Петербургском зале, подтверждают это. Святослав, унаследовав дар и признание отца, проявил себя и как художник, и как ученый, и как общественный деятель планетарного масштаба.

Перед посетителями Музея проходит жизнь всех членов семьи Рерихов, наполненная духовным смыслом и творческими исканиями. В каждом зале своя атмосфера, каждый экспонат, являясь частью единого целого, открывается во всей полноте и вместе с тем максимально сохраняет документальную, историческую ценность. В залах Музея строгие хронологические рамки экспозиции иногда сдвигаются, факты и события переплетаются во времени, как переплетаются в душе человеческой воспоминания и мысли о будущем.

Продуманным эпиграфом к рассказу о жизни великой семь и стал Вводный зал Музея. Он полон великолепной волнующей тайны – ощущения неразрывности трёх главных составляющих Времени, их взаимной духовной преемственности. Это новое мироощущение Рерихи-философы вновь и вновь утверждали в размышлениях, в литературном и художественном творчестве и в научных исследованиях.

Выбор художницей Н.Г. Волковой и архитектором М.В. Усинской цветовой гаммы для Вводного зала следует общему художественно-философскому замыслу: как рассветное солнце из глубокой синевы океана, всплывают семь золотых панно. Графика придаёт воздушную невесомость композициям, которые представляют эволюцию сознания человечества, от Атлантиды до грядущего Нового человека, в образах, знакомых нам по древним мифам и вечным символам. Океан, в пучине которого погибает легендарная Атлантида, несёт в своих волнах ладью с ростками новой жизни. Из них вырастет древнеегипетская культура и ряд других культур Востока, давших миру Духовных Учителей, в том числе Христа и Будду. Под духовным водительством Высших человечество обретёт истинное знание и в будущем придёт к сознательному сотворчеству с Богом, одухотворяя и преображая Вселенную через Культуру. Особая роль в этом процессе принадлежит России, которая призвана осуществить синтез путей развития Западной и Восточной культур.

Если, входя в следующий, Петербургский зал, вы оглянетесь, то увидите мерцающий голубыми и красными искрами кристалл горного хрусталя, символизирующий огонь человеческого Духа, которым проникнуто всё, что откроется зрителю в его следовании по анфиладам Музея. В Петербургском зале вас встретит исполненная в гипсе фигура Н.К. Рериха, он держит в руках кисть и палитру и смотрит на сияющий у вас за спиной кристалл. Это расположение светящегося кристалла символично – немеркнущий огонь, осеняющий тропу духовного восхождения, всегда оставался главным ориентиром в творчестве великого русского художника.

Приглушённо-голубой оттенок стен Петербургского зала, белый фриз наверху – туманная панорама северной столицы, и два застывших на входе сфинкса из серого базальта напоминают о суровом обаянии городских питерских пейзажей.

27 сентября (9 октября) 1874 года в семье известного нотариуса Санкт-Петербургского окружного суда Константина Федоровича Рериха родился сын Николай. Книги, рисование, археология, искусство – ранние годы петербургского периода жизни Рериха вместили всё, что потом составило основу его невероятно разносторонних и глубоких познаний. Сегодня кажется, что он уже тогда интуитивно чувствовал, – полноценное постижение мира невозможно, если вы видите лишь одну его грань. Для всестороннего познания сущего должны сомкнуться наука и творчество, осенённые Духом.

В преддверии нового, XX века он встретил прекраснейшую из женщин – Елену Ивановну Шапошникову из славного рода Голенищевых-Кутузовых. 27-летний Николай Рерих обвенчался с нею в октябре 1901 года, сразу же после возвращения художника из Парижа, где он работал в студии исторического живописца Фернана Кормона. В 1902 и 1904 гг. родились их сыновья, Юрий и Святослав, также прославившие своими творческими трудами и Россию, и фамилию Рерихов. Мальчики учились в гимназии Карла Мая, той же, которую когда-то закончил их отец.

Н.К. Рерих начал творческий путь живописца в Санкт-Петербургской императорской академии художеств, в мастерской Архипа Куинджи в 1895 году и спустя всего полтора десятка лет был избран академиком Российской академии художеств и членом Реймской академии во Франции. Практически одновременно с Академией художеств он закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Отсюда, из Петрограда, уступая тяжёлой болезни, в 1915 году он уехал с семьёй в Сердоболь (Сортавалу): здоровье художника, подорванное постоянными лёгочными расстройствами и тяжёлым трудом, подошло к опасной черте. В 1916 году в Петрограде издательство «Свободное искусство» выпустило книгу «Рерих», открыв ею серию монографий о деятелях культуры и искусства. В прекрасно иллюстрированном огромном томе были помещены статьи критиков и историков искусств: А. Бенуа, А. Гидони, С. Яремича, поэта Ю. Балтрушайтиса, писателя А. Ремизова. Монография была издана всего в 500 нумерованных экземплярах и разошлась без остатка по предварительной подписке. Ни одного экземпляра книги не поступило в продажу. Вторая книга-монография о Рерихе была издана в Риге в 1938 году. Оба экземпляра теперь украшают экспозицию Петербургского зала.

В Сердоболь Николай Константинович уезжал, ещё не зная, что Финляндия вскоре перестанет быть частью Российской империи и что на Родину ему вернуться не суждено. После революции 1917 года, понимая, что, если он свяжет свой дальнейший творческий путь с Советской республикой, на перспективе исследований Востока можно будет поставить крест, Рерих решает не возвращаться в Россию. Делая этот трудный выбор, он жертвовал не Отчизной, а собою ради неё.

В сравнительно небольшой экспозиции, среди рисунков, документов, детских, отроческих фотографий, живописных работ, принесших Н.К. Рериху известность, и загранпаспортов, с которыми члены семьи отправятся в свои «хождения за три моря», любя Россию и грезя об индии, уместились свидетельства первой половины жизни Николая Константиновича.

В Русском зале собрано боль шинство живописных работ и литературных изданий, посвящённых России, созданных и в пределах Отечества, и вдали от него. Нежно-голубые стены зала окаймлены поверху деревянными резными фризами работы симферопольского художника В.А. Пироженко и его товарищей, на них изображены сказочные птицы – Гамаюн, Сирин, Алконост, рядом плывут русалки. Тема России пронизывает всё творчество Рериха. Картины кисти Мастера полны природного языческого естества, свойственного славянской культуре, гармоничного единения с природой. Многовековая история страны, воспетой в сказаниях и легендах, воплощена живописцем в зрительных образах наших пращуров. Они встречают нас на полотнах «Язык леса», «Наши предки»: северная русская природа; под покрывалом облаков, словно в колыбели, дремлют жёлтые холмы, среди которых притаились медведи, зачарованные свирелью древнего человека. Такой же безграничной верой и любовью к родной земле исполнена серия «Sancta» («Святые»), созданная Н.К. Рерихом в 1922 году в США, три полотна из которой представлены в зале. Для Николая Константиновича святые и подвижники всегда были носителями Культуры, способствовавшими продвижению эволюции. Из глубины веков их духовный подвиг наполняет светом нашу жизнь, – не случайно на Руси их называли «светочами». Об этом немеркнущем огне Духа рассказано в представленном в зале триптихе из этой серии. На картине «И мы приносим свет» – старцы, истинные подвижники, предтечи всего нового. На их плечах зиждется нелёгкая миссия: открывать врата для всех жаждущих духовного знания – «И мы открываем врата». В неустанном труде постигают они мудрость Высоких Учителей, и им открываются картины Мира Горнего – «И мы видим». С других картин сияют храмы земли Русской, воплощающие святую мудрость Православия. В постоянных трудах, требующих от человека возвышения Духа, запечатлён почитаемый в семье Рерихов преподобный Сергий – работа 30-х годов. К образу Сергия Радонежского, заступника русского народа, вдохновившего на освободительную борьбу князя Дмитрия, Донского, Николай Константинович обращался не раз. Он подчёркивал, что его деятельность заложила основу духовного и культурного возрождения России. На картине Сергий Радонежский стоит на высоком холме, благословляя русских воинов на Куликовскую битву. Картины, размещённые в Русском зале, возвращают вас к «поездке по старине», совершённой Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной в 1903–1904 гг. Те, кто формировал экспозицию этого зала, добились главного: как в поэтической увертюре к «Руслану и Людмиле», «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Деревянная резная мебель, восхищая мастерством резчиков, обращает нас памятью к Пушкинскому Лукоморью, к берендеям Островского, ко всему славянскому, сказочному, что спустя двадцать лет внезапно откроется художнику в каменной резьбе древнего Востока в его путешествии по Центральной Азии.

Зал Живой Этики более с держан по оформлению: в сущности, здесь полностью отсутствуют элементы украшений, внимание зрителя концентрируется на духовной ценности экспонатов. Это книги и тетради, содержащие основы Живой Этики, огромная корреспонденция Елены Ивановны, не оставлявшей без отклика ни одного письма. В её переписке и сейчас жаждущий Нового знания находит ответы на свои вопросы.

Основная работа по созданию книг Живой Этики была проведена Е.И. Рерих. Первая запись в тетради, с которой началась книга «Зов», была сделана в Лондоне 24 марта 1920 года. Тетрадь представлена в экспозиции рядом с фотографией Елены Ивановны и небольшим портретом Учителя, в сотрудничестве с которым создавалась новая философская система. Первые прекрасно сохранившиеся издания книг Живой Этики – «Зов», «Озарение», «Община» и все последовавшие за ними вошли в мемориальную библиотеку Музея и теперь находятся в витринах зала. Здесь же коллекция индийской бронзы, собранная Еленой Ивановной, и некоторые предметы, подаренные Рерихам во время их общения с Махатмами, кристаллы горного хрусталя и многое другое. И – полотна Николая Константиновича, отображающие события и явления индийского духовного эпоса. Но не только Восток занимал внимание художника в его размышлениях над содержанием Живой Этики. В творческом цикле, который автор называл «художественным комментарием» к Живой Этике, естественно сосуществуют рядом с серией «Знамена Востока» (1924–1925) картины, на которых вновь трудится в русских лесах Святой Сергий, размышляет Святой Франциск и где возносится среди гор сияющий образ Христа, – эти работы написаны в конце 30-х – начале 40-х годов минувшего столетия уже в имении Кулу.

Нездешними, космическими красками, побуждая к размышлению и восхождению души за пределы материального, мерцают знаменитые гималайские пейзажи. Большинство из них создано в последнее десятилетие жизни художника (1937–1947). «Сказано, что не будет большего певца Священных Гор, – писала о картинах мужа Елена Ивановна Рерих. – Навсегда он останется непревзойдённым в этой области».

Есть также в этом зале танка Шамбалы, выполненная художником А. Кочаровым. Яркая, насыщенная чистым цветом и несущая в своей композиции большой информационный материал, она влечёт к себе взгляд. Если задержаться возле неё подольше, рассматривая и вглядываясь, можно почувствовать, как поднимаются в душе умиротворение и спокойная радость. Страна Шамбала, изображённая в виде восьмилепесткового лотоса, расположена между Небом и Землёй и является их связующим центром. В верхней части танки изображены Учителя, с древнейших времён помогавшие распространению учения Шамбалы. В нижней – последняя битва Светлого Воинства. Вслед за Ригденом, оседлавшим синего коня и объятым пламенем мудрости, из Священной страны выходят воины. Согласно Учению Шамбалы, после этой битвы будут окончательно рассеяны силы тьмы и неведения и настанет Золотой Век Справедливости. В книгах Живой Этики он назван Новой эпохой, или Новой Эрой. В центре круговой композиции изображены две гряды снежных гор. Они скрывают Священную Страну, окаймляя её внешнюю и внутреннюю части. Владычественный Ригден, царь Шамбалы, на троне перед дворцом и рождающиеся из цветков лотоса бодхисаттвы – всё заключено в круг вечно движущейся и расцветающей Мандалы той Жизни, где у каждого есть свое назначение, где нет места пороку и следующему за ним страданию, – только светлое размышление, победа мудрости и высокого Духа.

Глубоко проникая в мир древних сказаний и легенд Востока и Запада, Рерихи не отрывались от реальной жизни. Они стремились постичь тайный смысл вековых преданий, их связь с историей человечества и процессами эволюции. Жизнь этой семьи была наполнена легендами, казалось бы, несовместимыми с реальностью. Однако многие необычные факты их биографии, связанные Учителями и Заповедной Страной, стали доказательством возможности глубокого преображения человека, ступившего на путь духовного совершенствования.

Зал Учителей... Он едва ли не самый малый по пространственному объему, но в