Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Новости

Культурная политика Казахстана и понятие Культуры в наследии Н.К. Рериха

 

 

   Наталия Баженова. Символ Триединства Азии.
                                                                            Плетение, чий, шерсть

Культурная политика Казахстана и понятие Культуры в наследии Н.К. Рериха

 http://www.roerich.kz/publication/Cultur_politic_Kaz.htm

Культурная политика государства –  основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в философии  и социологии приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая  национального и государственного суверенитета[1].[10] 

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г., в числе необходимых условий для создания новых возможностей и раскрытия потенциала казахстанцев, Н.А. Назарбаев отметил: «…следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики»[2]. [13]

В рамках реализации идей Послания в республике предполагается создание Национального совета по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан, совершенствование структуры учреждений культуры  и учебных заведений, готовящих кадры для реализации культурной политики государства[3] [14] 

Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более десятилетия.

С 2004 года в несколько этапов осуществлялась Государственная программа «Культурное наследие» [4] [11]. Эта программа вызвала большой интерес, как в странах СНГ, так и в мировом сообществе, в 2006 году ее презентация была проведена в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности таких программ. 

Результаты программы «Культурное наследие» впечатляют. В ее рамках были изданы 230 наименований книг, в т.ч. уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах страны. В качестве примера таких исследований можно привести статью Каргабековой Р.И. «Частные наблюдения и открытия, сделанные в ходе комплексной экспедиции по Монголии в 2010 – 2011 годах» [5]. [6. с. 142-151]

Хотелось бы надеяться, что эта важная работа будет продолжена, и в ней будет уделено достойное место культурам других народов многонационального Казахстана, а так же будут предусмотрены исследования буддийских памятников культуры на территории Казахстана, которые представляют огромный исторический интерес.

В настоящее время в соответствии с идеями Президента РК  ведется работа по созданию проекта Концепции культурной политики. Мы надеемся, что эта Концепция будет вынесена на широкое обсуждение не только специалистов-культурологов, но и культурной общественности Казахстана.

Специалисты подсчитали, что существует около 80 определений понятия «культура». Каждое из них, безусловно, отражает какую-то грань этого понятия, иногда и не очень важную, но близкую тому или иному автору. Тем не менее, сам факт наличия такого количества определений  свидетельствует главным образом о том, что само явление – культура – понято не  в полной мере, хотя и существует общественная потребность в понимании этого явления. Огромную помощь в этом может оказать нам творческое наследие выдающегося художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 гг.)

Философское наследие Н.К. Рериха состоит из многочисленных очерков, эссе, философских размышлений в письмах к адресатам, разбросанным по всему миру. В этом наследии затронуты важнейшие, не потерявшие с годами своей ценности вопросы, в том числе патриотизма, любви к Родине, своему народу, своей земле, красоте национального духа и всеобъемлемости духовных ценностей человечества

Важнейшей темой философского наследия Н.К. Рериха, ее ядром, безусловно, является Культура. Пониманию глубинного смысла истинной Культуры Николай Константинович придавал особое значение, писал его всегда в большой буквы.  В Культуре  он видел то, что необходимо для  выхода человечества на новый виток эволюционного развития, который предугадывали в своих научных трудах  Циолковский К.Э., Вернадский В.И., П. Тейяр де Шарден  и другие мыслители.

Эссе и очерки Н.К. Рериха содержат множество кратких определений понятия Культуры, которые раскрывают как суть этого понятия, так и его отдельные грани. Такой метод характерен для философской мысли Востока, когда  исследователя только подводят к тем умозаключениям, которые он должен сделать самостоятельно.

Вот некоторые из таких определений:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»[6]. [1, с.42]

Культура для Н.К. Рериха – основа расцвета общества, отсутствие ее – причина упадка. «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Рернессанса»[7] [1, с.103]

Рерих был убежден в неправильности разделения Культуры на элитарную и массовую, что мы наблюдаем подчас в современной жизни.  «Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца»[8][1,.с.103] «Культура не есть удел богатых, Культура есть достояние всего народа»[9] [1,.с.168]

Истинная Культура, по мнению Н.К. Рериха органично включает в себя ценности традиционного общества наряду с достижениями научно-технического прогресса. В очерке «Экспедиция Ситроена» он пишет: «Не будем жалеть, что  поэтический верблюжий караван уступает свое место мотору, аэроплану, железным путям. Не будем огорчаться, что «длинное ухо» Азии передает свои возможности телеграфу и радио (…) Правильно истолкованные народные предания и тысячелетняя традиция в новом свете исследований дадут лишь новые блестящие возможности»[10][1,.с.126]

Идеи Н.К. Рериха на современном этапе ввела в современный научный оборот выдающийся исследователь творчества Рерихов, мыслитель, ученый и общественный деятель Людмила Васильевна  Шапошникова (1926-2015гг.). В статьях, посвященных проблемам Культуры в современном мире, Л.В. Шапошникова дает много ёмких и точных формул,  которые определяют Культуру как явление не только национальное или планетарное, но Космическое, связанное со сложнейшими энергетическими процессами Мироздания и микрокосмоса человека.

«Культура (…) есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса. Чем больше пространство духа, тем сильнее и устойчивей Культура»[11]. [3, c. 130]

«К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него»[12].  [4, c.149]

«Такие высокоэнергетические проявления человеческого духа, как сердечность и любовь, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой»[13]. [4, c.151]

«Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо и в её основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают её конкретные носители, её материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее»[14]. [3, с.132]

В статье «Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха»  так обобщены основные идеи рериховской концепции Культуры: 

«1. Культура является духовной составляющей общества, имеет энергетическую, и потому неуничтожимую, природу. Содержит в себе высшие идеалы  и направляющий вектор эволюции развития человечества.

 2.   Все исторические и современные материальные объекты и предметы Культуры являются носителями культурных идей, в соприкосновении с которыми обогащались и обогащаются сознания поколений человечества, невидимо происходил и происходит процесс их  воспитания. 

3. В связи с этим все материальные объекты и явления Культуры приобретают особо значимый социальный статус, имеют  в основе  своей важнейшее значение для стабильного существования и развития общества.

 4. Культура имеет значение государствообразующее, объединяет собою этносы, национальности, религии в разнообразии проявлений и устремлений к высшим идеалам.

 5. В связи с особой эволюционной ролью Культуры  неизбежен процесс противодействия антиэволюционных сил, выраженный в уничтожении её материальных объектов, в подмене истинной Культуры антикультурой в том числе не только в прошедших веках, но и в   новейшей истории.

6. Поэтому, осознание передовой частью общества роли и стратегического значения Культуры  в организации процесса  стабильного развития  любого  государства имеет решающее значение.

7. Со всей определённостью можно утверждать, что именно Культура является системообразующим началом, формирующим  социально-политические факторы стабильного развития  как Казахстана, так и других государств»[15].   [7, с.68-71]

Идеи особой роли и ценности  Культуры нашли отражение  в художественном творчестве  Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха,  международного договора об охране культурных ценностей.

В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время»[16] [5, с.8] [8] 

Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и  включает в это понятие   образовательные и научные  учреждения,  их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.

Принципы Пакта Рериха были использованы  в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).

В преамбуле  Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2  Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью  с Пактом Рериха[17].[5, с.107, с.118] [9]

Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза  адвокатов СНГ  П.Д. Баренбойм  и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное -  приоритет военной необходимости. (…) Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой  защиты культуры от военных  в другом направлении»[18] [5, с.30]  

 

В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия  механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.

Предчувствуя такое положение,  еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г.  Н.К. Рерих писал: «Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! (…) Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. (…) Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма»[19]. [5, с.84] 

Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария)  в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и  непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества,  объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств[20]. [12, с.66-77]  Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ. 

Таким образом, для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:

 

Очень важно для всех нас, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран,   стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который»,  как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния»[21]. [2, с.106]

 

Источники:

1.  Рерих Н.К. Культура и цивилизация, серия «Малая Рериховская библиотека». М.: МЦР, 1997

2.  Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1, серия «Большая Рериховская библиотека». М.: МЦР, 1995

3.  Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры/ Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006 

4.  Шапошникова Л.В. Актуальность пака Рериха в современном мире/ Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Статьи и выступления 1997-2006. В 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. 2006

5.  Баренбойм П., Захаров А.  Пакт Рериха в ХХI веке. М. 2010

6.  Ю.Н.Рерих. 110 лет со дня рождения. Сборник материалов научно-общественных чтений.  Алматы, 2013. То же: Сердце Азии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roerich.kz/books/Chtenia/Kargabekova.htm

7.  Глущенко Л.И. Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха/ Сборник материалов международной научно-практической конференции «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы», Алматы, 2014. То же: Сердце Азии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roerich.kz/publication/Concept-kultura-evrazia.htm 

8.  Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха). Электронная библиотека Международного Центра Рерихов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1384

9.  Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. «Электронная библиотека Международного Центра Рерихов». – Режим доступа: http://lib.icr.su/node/1386 

10.  Малахов В.С. «Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет». Интернет-версия журнала «Вопросы философии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

11.  О Концепции стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы.  Адилет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс].  -  Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080001016_

12.  Куцарова М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее. - «Культура и время», журнал, № 4, 2005. То же: «Электронная библиотека Международного Центра Рерихов» [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://lib.icr.su/node/855

13.  Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Официальный сайт министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.edu.gov.kz/ru/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g

14.  Арыстанбек Мухамедиулы, министр культуры и спорта. Слагаемые генетического кода нации. Казахстанская правда [Электронный ресурс].. – Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/articles/view/slagaemie-geneticheskogo-koda-natsii/

 

      Садовская И.А.,  

Алматы, сентябрь, 2015 г.

 

 

[1] Малахов В.С. «Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет». Интернет-версия журнала «Вопросы философии»

 [2]  Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана". 17 января 2014 г.

 

[3] Арыстанбек Мухамедиулы, министр культуры и спорта. "Слагаемые генетического кода нации".

 [4] О Концепции стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы. 

 

[5] Ю.Н.Рерих. 110 лет со дня рождения. Сборник материалов научно-общественных чтений. 

 [6] Рерих Н.К. "Культура и цивилизация"

 [7] Там же

 [8] Там же

 [9] Там же

 [10] Там же

 [11] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры

 [12] Шапошникова Л.В. Актуальность пака Рериха в современном мире

[13] Там же

 [14] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры

 [15] Глущенко Л.И. Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха

 [16] Баренбойм П., Захаров А.  Пакт Рериха в ХХI веке.

 [17]  Там же

 [18] Там же

[19] Там же

 [20] Куцарова М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1

 [21] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1