Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Новости

Встреча с прекрасным

РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ
сайт информационно-просветительской группы 

http://borisovbel.ru/cpd/vstrechi_stoly_vechera/2015/011215_dom_druzby.htm

Встреча с Прекрасным

16 ноября 2015года в Доме Дружбы с зарубежными странами (г. Минск) состоялся вечер «Живопись и музыка художников-космистов Н.К. Рериха и М.К. Чюрлениса», посвященный 80-летию Пакта Рериха и 140-летию со Дня рождения М.К. Чюрлениса. Организаторами вечера выступили Общество «Беларусь — Индия», Общество «Беларусь — Литва», Посольство Республики Индия в Республике Беларусь, Посольство Республики Литва в Беларуси при поддержке Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Н.К. Рерих и М.К. Чюрленис – творцы космических масштабов, чей художественный взор уходил далеко за пределы земных условностей и разобщений человечества на расы, государства. Весомый авторитет художников в этот день собрал на белорусской земле, в прекрасном зале Дома Дружбы, почитателей их таланта из трех стран.
Среди них студенты и преподаватели ВУЗов, общественные деятели и музыканты, политики и педагоги – все они в этот вечер еще раз убедились в объединительной силе искусства, которое было представлено репродукциями картин и индийской народной музыки в исполнении флейтиста Е.Джейгало чье выступление предварило торжественную часть вечера.

Открыла мероприятие Н.П. Германова, член-учредитель Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха, член Правления Общества «Беларусь — Индия». Она представила участникам вечера почетных гостей: г-на Умеша Чандера, второго секретаря Посольства Республики Индия в Беларуси и г-жу Ирену Усайте, министра-советника Посольства Литовской Республики в Республике Беларусь.

Во вступительном слове Н.П. Германова рассказала о великом русском художнике и мыслителе Н.К. Рерихе, подвижнике в деле создания и продвижения Пакта Рериха — великого акта гуманизма и первого международного договора в деле защиты Культуры, 80-летие которого мир отмечает в 2015-ом году. Пакт Рериха как никогда нужен человечеству в наше неспокойное время международных конфликтов и войн, в пожарах которых уничтожаются проводники мирного сосуществования – культурные ценности. Девиз Рериха «Мир через Культуру» должен поэтому стать основой действий правительств и народов разных стран в деле установления мира на планете Земля. Рерих видел в Культуре важнейшее эволюционное начало великому переустройству жизни на нашей планете через Красоту и Знание.

Творчество выдающихся художников-космистов Н.К. Рериха и М.К. Чюрлениса стало достоянием не только русской и литовской культур, но и мировой Культуры.

Индия чтит память о великой семье Рерихов, для которых эта страна была второй родиной. В честь Рерихов во многих странах мира названы улицы, школы, культурные учреждения, горные вершины. В Индии государство активно участвует в финансировании и развитии мемориальных имений Рерихов в Кулу и Бангалоре, где они многие годы плодотворно трудились на благо всего человечества. Создается картинная галерея Святослава Рериха в усадьбе Татагуни неподалеку от Бангалора, некогда принадлежавшей художнику. Она призвана стать национальным художественным центром, объединяющим лучшие творческие достижения и умы Индии.

Дарование Николая Константиновича Рериха сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Его творчество многогранно – более семи тысяч картин, находящихся в музейных и частных коллекциях по всему миру, бесчисленные литературные и научные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Особое значение этого колоссального творческого героизма для гуманного мироустройства прозвучало в отрывке из фильма «Зов космической эволюции», созданном Международным Центром Рерихов. Он наполнил зал Дома Дружбы призывами к красоте гималайских вершин на картинах Рериха.

Н.К. Рерих писал в одной из статей: «Заманчив великий Индийский путь», и заканчивая её призывал: «Любите Индию!». Эти слова были как бы девизом Рерихов. Они её любили, в ней жили и творили. За эту любовь и творчество индусы называют его «Махариши Рерих» и «Мастер Гор».

О сути появившегося на рубеже ХХ века нового мировоззрения – космизма и космического мышления выступила заместитель председателя Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание» Т.Н.Галькевич. Она рассказала о том, что человек является не только обитателем планеты Земля, но и жителем всего Космоса, в пространстве которого наша планета активно взаимодействует своей энергетикой с другими космическими телами и энергетикой более высокого плана материи, к которому устремляется земная эволюция. Творческое прозрение Рериха в высокой гамме красок передает зрителю его мироощущение Единой Жизни; переносит в иные пространства, позволяет соприкоснуться с удивительным миром Света и Гармонии.

Исследователи творчества Чюрлениса отмечают музыкальность его картин. Музыка звучала в создаваемых им формах, цвете, в композиции — «Фуга», «Соната», «Прелюд» и т.д. – так их называл сам художник.В Петербурге Чюрленису пришлось нелегко. Но друзья дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках. В лице Николая Рериха он нашел поддержку. Николай Константинович писал: «Сразу Чюрленис дал свой стиль… Он был не новатор, но новый. Такого самородка следовало поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Во время моего председательствования в «Мире искусств» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлениса». 

Художественное творчество Рериха также неотделимо от музыки. Его картины звучат красками, изысканным ритмом линий. Рерих был убежден, что звук и свет, звук и цвет нераздельно связаны между собой.

Музыкальность картин этих художников несет миру весть о многомерности Мироздания, о множестве способов его постижения не только посредством известных научных инструментов, но главное – через утончение восприятия самим человеком.

Внеземная Красота в картинах художников-космистов Н.К. Рериха и М.К. Чюрлениса проявляется через их творчество, и ее восприятие зависит от степени духовного и нравственного уровня сознания людей. Творческое наследие художников обращено в будущее, и поэтому служит источником все нового. Этой своей не иссякающей новизной оно привлекает в наше время все больше внимания и деятелей искусств, и политиков, и ученых, ищущих истинный смысл развития современного мира.

ей на представленные в зале Дома Дружбы репродукции картин Н.К. Рериха из серии «Знамёна Востока» и репродукции картин М.К. Чюрлениса из цикла «Зодиак», «Соната пирамид», «Соната звезд» и другие, которые служат ярким подтверждением сказанному.

Заканчивая свое выступление, она предложила участникам вечера посмотреть видеофильм о живописи Чюрлениса в сопровождении его музыки.

О музыке в семье Рерихов рассказала Е.В.Барташевич – педагог-географ, представитель рериховцев г. Борисова. Из ее доклада присутствующие узнали о семье Рерихов. Н.К. Рерих — великий художник, мыслитель и выдающийся общественный деятель мира, автор Пакта Рериха – первого международного договора о защите культуры. Елена Рерих– выдающийся философ ХХ века. Вместе с Учителями Индии она дала миру Учение Живой Этики о космической эволюции человечества. Юрий Рерих, их старший сын — выдающийся востоковед ХХ века. Святослав Рерих, младший сын — известнейший художник ХХ века, ботаник, химик, общественный деятель Индии. Оба сына Рерихов неоценимо обогатили культуру России, передав ей в дар наследие старших Рерихов.

В их семье часто звучала классическая музыка. В петербургский период их жизни в доме на пианино играла Елена Ивановна, получившая блестящее музыкальное образование по классу фортепьяно. В дальнейшей жизни в Европе, США, Индии с ними постоянно были пластинки с произведениями Вагнера, Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова и т.д.

Николай Рерих еще со студенческих лет стал постоянным слушателем известных Беляевских симфонических концертов в Дворянском собрании. Регулярно посещались и концерты Русского музыкального общества в консерватории.

В его художественном творчестве есть интересные работы как театрального декоратора. Его декорации к операм Вагнера исключительно проникновенно выявляли содержание музыки оперы и считались лучшими в этом жанре.

Для оперы «Хованщина» Мусоргского Рерих написал декорации палат князя Галицына к постановке в Лондоне. Он работал над эскизами к балету «Весна Священная», эскизами декораций к сказке А.Н.Островского «Снегурочка», пьесе Г.Ибсена «Пер-Гюнт» и т.д. Очень любил и часто слушал Рерих «Поэму экстаза» и «Поэму огня» («Прометей) Скрябина. Ему была близка космичность музыки этого композитора.

Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю жизнь. В мире красоты живописи и музыки воспитывались и их сыновья – Юрий и Святослав. Находясь уже в Индии, в долине Кулу, семья Рерихов, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Секретарь Рериха В.А.Шибаев вспоминал: «Каждый вечер после ужина в большом центральном зале собирались Елена Ивановна, Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич, когда они не бывали в отъездах. Здесь беседовали, обсуждали планы предстоящей работы или в тишине слушали музыку…».

Е.В. Барташевич обратила внимание на огромный вклад семьи Рерихов в мировую культуру, в укрепление дружбы и культурных связей между Индией и Россией, Индией и Беларусью. Вся их жизнь была посвящена служению Общему Благу, великому делу установления мира через Культуру.

В память о Рерихах и их творчестве в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве, основанном Святославом Николаевичем, проходят вечера классической музыки.

Виргиния Тарнаускайте, член Правления Общества «Беларусь—Литва», руководитель Литовского центра культуры, образования и информации обратила внимание на то, что М.Чюрленис за свою небольшую жизнь, всего 36 лет, успел многое.

Разносторонностью своих творческих исканий его можно сравнить с великими мастерами эпохи Возрождения. Творческий путь Чюрлениса – композитора, продолжавшийся всего десять лет, принес бесценные плоды: автор создал около четырехсот музыкальных произведений, среди которых две крупные симфонические поэмы, увертюра, кантата для хора и оркестра, две сонаты и несколько циклов вариаций для фортепиано, струнного квартета, произведения для хора. В то же время, лишь за шесть лет активной творческой деятельности, Чюрленис – художник написал свыше трех сотен картин, создал немало работ графики, а кроме того писал произведения литературы и поэзии, проявлял себя в публицистике, экспериментировал в сфере художественной фотографии. Записи Чюрлениса времен учебы в Варшавском музыкальном институте свидетельствуют о его увлечениях геологией и историей, химией и геометрией, физикой и астрономией, астрологией и древней мифологией, древними и современными языками, современной и классической философией, религиями востока и запада.

Имя Чюрлениса сделалось гордостью народа литовского, сказала вначале своего выступления госпожа Ирена Усайте. В Каунасе существует музей Чюрлениса, а в Минске есть улица с его названием и установлен памятный знак. В столице Беларуси торжественно отмечали юбилей со дня рождения талантливого художника и музыканта.

В сентябре 2015года в малом зале Белорусской государственной филармонии прошел уникальный концерт-спектакль «Мир Чюрлениса», объединяющий в себе музыку, искусство и литературу. Исполнители – хорошо известные пианисты Рокас Зубовас (внук Чюрлениса) и его супруга Соната Зубовене.

В Национальном художественном музее прошла выставка репродукций картин художника Чюрлениса. Она называлась «Звездный путь». Это 26 репродукций (12 произведений из цикла «Зодиак», сонаты, прелюдия) и 16 фотокопий фотографий Чюрлениса из альбома «Анапа. 1905».

Заключительным аккордом вечера стал концерт классической музыки. В исполнении студентки Белорусской государственной академии музыки, лауреата международных конкурсов Анны Сырневой прозвучал этюд С.Рахманинова «Картина».

Наталья Сазанович, лауреат международных конкурсов, доцент кафедры фортепьяно Академии музыки исполнила произведение М.Чюрлениса «Прелюдия».

В исполнении Ирины Гаврилкович, артистки Национального Академического Большого театра Оперы и Балета Республики Беларусь, прозвучали романсы: «Сирень» С. Рахманинова и «О чем в тиши ночей…» Римского-Корсакова.

Вечер закончился прекрасной музыкой в исполнении ансамбля флейтистов «Нимфа» (руководитель – доцент БГАМ Н.В.Авраменко), после чего участники вечера посетили выставку репродукций картин Н.К. Рериха и М.К. Чюрлениса.