VII Всероссийский конкурс «Читаем Николая Рериха» с Международным участием для школьников, студентов и взрослых проводился в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру» и был посвящен 150-летию Н.К. Рериха.
Николай Константинович Рерих вошел в историю как выдающийся гуманист, общественный деятель, художник, ученый, философ, педагог, создатель многих литературных произведений, инициатор Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирное время.
Н.К. Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс.
Великий русский художник, ученый и философ Н.К. Рерих большое внимание уделял молодежи, он говорил: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодёжью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир, и, когда их можно хвалить, наши сердца наполняются надеждой».
Организаторами конкурса выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры»; Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».
Цель конкурса: привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышение мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха.
В конкурсе приняли участие 167 участников: из Минска (Респ. Беларусь), Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, п. Филимоново Красноярского края из городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Шелехова, Слюдянки, Черемхово, Тулуна, Усть-Илимска, а также из Слюдянского, Усольского, Нукутского и Усть-Кутского районов.
На конкурс было представлено 140 индивидуальных и групповых работ в разных номинациях. Возраст участников не ограничен. Победители определялись по возрастным категориям: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет), старшая (16-19 лет), взрослая (от 20 лет), взрослые и дети.
Конкурсные работы принимались в следующих номинациях:
1. Мини-фильмы по книгам Н.К. Рериха, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях.
2. Видеоролик с чтением произведения Н.К. Рериха.
3. Читайте Николая Рериха! Анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению.
4. Театральная постановка по произведению Николая Рериха.
5. Слово о Н.К. Рерихе
6. «От сердца к сердцу...». Синхронное, коллективное исполнение произведения Н.К. Рериха несколькими участниками.
Участниками первой номинации были представлены мини-фильмы по книге, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях.
Педагоги из школы № 9 им. А.С. Пушкина г. Иркутска Елена Михайловна Аксеновская, Наталия Евгеньевна Бугаева выбрали для своего творчества стихотворение Н.К. Рериха «Наш путь». Видеоролик представляет собой уникальное сочетание искусства живописи и поэзии, где на фоне чтения стихотворения Николая Константиновича Рериха «Наш путь» художник создает живописное полотно. Зритель становится свидетелем процесса создания картины, которая оживает под звуки проникновенных слов поэта. Видео передает атмосферу творчества, показывает, как кисть художника воплощает образы, рожденные строками стиха, превращая их в визуальные символы. Этот синтез искусств позволяет глубже почувствовать философскую глубину произведения Рериха и увидеть, как поэзия может вдохновлять художников на создание шедевров.
Учащегося 9 класса школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ г. Ангарска Матвея Антипина заинтересовало произведение Н.К. Рериха «Адамант», в котором Н.К. Рерих размышляет о первенстве знания и искусства, о духовном совершенствовании человека и его связи с высшими космическими силами. Адамант символизирует нерушимую истину, которая остается неизменной сквозь века, несмотря на перемены в мире.
Более 100 видеороликов с чтением произведений Н.К. Рериха были представлены во второй номинации в разных возрастных группах. Участники учили произведения Н.К. Рериха наизусть, вживались в смысл сказанного, старались прочувствовать прочитанное.
В начале второй мировой войны Николай Константинович пишет глубоко патриотическое произведение под названием «Завет». Он предвидит, что только русский народ сможет остановить и победить мировой фашизм. Он призывает своих соотечественников полюбить Родину - Россию, которой выпала тяжёлая и ответственная миссия - нести Свет человечеству. Это стихотворение представил Галузо Влад, учащийся 5 класса из гимназии 44 г. Иркутска.
Миф Атлантиды повествует о прекрасной и богатой некогда стране и ее жителях атлантах. Почему море скрыло Атлантиду? Миф звучит в исполнении Максима Богданова, учащегося 2 класса школы № 50 г. Слюдянки.
Человек богат тем, что богат его дух. Радость познания, устремления ко всему светлому, духовного совершенствования звучит в стихотворении Н.К. Рериха «Веселися». Эту радость старалась передать ученица школы № 1 г. Тулуна Алена Дугина.
Что несет в себе новый день и улыбка твоя? Стихотворение «Улыбка твоя» звучит в исполнении Алёны Джамаловой, учащейся образовательного комплекса «Точка будущего» в Иркутске.
Откуда берется зло и как можно его победить? Максима Копылова из школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга заинтересовало стихотворение Н.К. Рериха «Тогда» о происхождении зла и победы над ним.
Жизненный путь наш каменист, но мы должны быть готовы к преодолению трудностей. И впереди будет свет... Явление сроков – понятие реально существующее. Со стихотворением Н.К. Рериха «Пора» выступает Григорий Шардаков, учащийся школы № 1 г. Тулуна.
«Мы знаем много славных понятий - единение, братство, мир... В наших сердцах сохраняются эти великие понятия, и, обращаясь к ним, мы все-таки чувствуем, что в чем-то мы еще не преуспели, что-то еще отсутствует...» - говорил Николай Рерих. Мы все должны жить в мире, в дружбе – «быть великой семьей народов. Для народа русского мы трудились». Произведение «Четверть века» исполняет учащаяся школы № 1 г. Тулуна Виктория Беликова.
Н.К. Рерих обращает наше внимание к священным знакам, разбросанным повсюду. Он пишет о том, что они выступят «тогда, когда нужно. Их не заметят. Кто знает? Но они жизнь построят». Калерия Зандеева, студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования читает стихотворение «Священные знаки»
В исполнении Кожеко Эвелины, учащейся школы п. Филимоново Красноярского края прозвучало стихотворение Н.К. Рериха «Увидишь».
Русский язык по праву является культурно-исторической основой Российского государства, незаменимым выразителем всего русского мира. Великое будущее нашей страны, лидирующая роль России на международной арене в условиях новой конфигурации сил и многополярности мира, несомненно будет сопровождаться существенным ростом значения и звучания русского языка. Об этом нам и говорит Николай Рерих в своей работе. Проза Н.К. Рериха «Русский язык» звучит в исполнении Анны Полевик, учащейся школы № 1 г. Тулуна.
Вера Семенюк, учащаяся школы с углублённым изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра» г. Тулуна смогла прочувствовать и проникнуть внутрь стихотворения Николая Рериха «Заклятие».
Студент Иркутского регионального колледжа педагогического образования Владислав Ангарский читает стихотворение «В толпу».
В основу очерка «Россия» легло письмо Н.К. Рериха к писателю Вс. Иванову. В очерке видна любовь и восхищение Россией, вера в её светлую будущность и великую миссию. Фрагмент из очерка «Россия» звучит в исполнении семьи Лобановых: папы - Романа Константиновича, мамы - Ксении Владимировны и их детей - Ильи, Кирилла и Миланы. Илья и Кирилл обучаются в гимназии 44 г. Иркутска.
В номинации 3 участниками представлялся анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению.
«Два противостояния: добро и зло. Над этими категориями размышляли до нас, размышляем мы, нить познания бесконечна» – пишет и дает характеристику этим категориям Ульяна Дырмовская, учащаяся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ. Ульяна сумела проникнуть в суть проблемы и найти ответ на злободневный вопрос «Как победить зло?»
Главная мысль литературного произведения «Об искусстве» - воспитание, духовное преобразование красотой. Николай Рерих мечтал красотой объединить всё человечество, ведь основы бытия, законы эволюции, духовные ценности, традиции и пути совершенствования едины для всех. Анонс литературного произведения «Об искусстве» сделали учащиеся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ Ангелина Самарина и Карина Чикина.
В номинации 4 приняла участие театральная студия «Актёр» школы № 218 г. Минска имени Евфросинии Полоцкой. Под руководством педагога Елены Викторовны Вовнейко ребята исполнили произведение Н.К. Рериха «Страхи». Притча-легенда рассказывает об одном из самых распространенных и опасных для человека испытаний - о состоянии страха. Как бы протягивая людям руку помощи в преодолении страхов, Рерих раскрывает «тайну» их возникновения: засорение пространства жизни слухами, звучанием устрашающих слов, негативных оценок. Страх - это преграда на пути к Свету.
В номинации 5 «Слово о Николае Рерихе» корреспондент медиашколы «ТЕЛЕШКО» в Иркутске Ярослава Тюрнева стала инициатором и исполнителем сюжета «Выставка художественных работ Н.К. Рериха», посвященного открытию юбилейной выставки Н.К. Рериха в музее истории г. Иркутска.
К сожалению, нет возможности в рамках статьи рассказать о всех работах победителей и призеров конкурса, заслуживающих внимания.
Оргкомитет благодарит постоянных и новых участников конкурса за инициативность, творчество, артистизм! Выражаем благодарность всем педагогам, подготовившим победителей, призеров и участников конкурса.
Дипломами приза оргкомитета награждаются:
Лариса Викторовна Максимова, преподаватель Иркутского регионального колледжа педагогического образования, подготовившая 17 победителей, призеров и участников конкурса;
Тамара Александровна Ислентьева, педагог школы № 1 г. Тулуна, подготовившая 13 победителей и призеров конкурса;
Ольга Ивановна Овчинникова, педагог школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска, подготовившая 10 победителей и призеров конкурса;
Крюков Сергей Данилович, педагог гимназии № 44 г. Иркутска, подготовивший 7 призеров и участников конкурса;
Елена Брониславовна Войлошникова, педагог школы с углублённым изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра» г. Тулуна, подготовившая 6 победителей, призеров и участников конкурса.
Благодаря вам, уважаемые коллеги, создается интересный видеоматериал, который можно использовать при проведении классных часов, занятий, встреч, литературных гостиных и т.д.
Прекрасная мозаика творчества Николая Рериха представлена участниками Всероссийского конкурса «Читаем Николая Рериха». Его жемчужины мысли несут многовековую мудрость, дают прекрасную пищу для размышления. Творчество Николая Рериха является и будет являться вдохновением для многих сердец, так как с помощью него можно прикоснуться к вечности.
До новых встреч, друзья!