Новости
Женские образы в живописи Николая и Святослава Рерихов
Женские образы в живописи Николая и Святослава Рерихов
В первый весенний день, 1 марта 2017 года, в библиотеке Мурманского арктического государственного университета состоялась лекция с презентацией «Женские образы в живописи Николая и Святослава Рерихов», посвященная Международному женскому дню 8 Марта. К мероприятию была подготовлена тематическая выставка репродукций и литературы из библиотечного фонда университета и Мурманского Рериховского общества.
Лекцию подготовила председатель Мурманского Рериховского общества Самсыка А.А. С приветственным словом выступила библиотекарь МАГУ Емельянова З.В.
Во время встречи прошла презентация альманаха «Наука и бизнес на Мурмане»: № 2(81) – «100-летний молодой», посвященного 100-летию г. Мурманска. Издание представил директор Мурманского областного книжного издательства Циркунов И.Б.
Встречи Мурманского Рериховского общества со студентами и преподавателями университета проходят не первый год и стали уже традиционными. На этот раз с творчеством двух великих русских художников познакомились студенты факультета «Искусство и сервис». С интересом молодые люди листали, представленные на выставке, книги и рассматривали репродукции картин. Два художника – отец и сын, объединенные любовью к России и Индии, так не похожи в своем творчестве друг на друга.
У Николая Рериха это простые женщины и богини, сказочные персонажи и образы-символы. Интересны его картины «За морями земли великие» (1910), «Дочь викинга» (1910) и др. Художник изображает северный пейзаж — усеянный валунами морской берег, и на его фоне девушки в национальном костюме. Тщательно выписанный костюм указывает на этнографические увлечения художника, пейзаж — на его умение выявить характерные черты местности. Вот как объясняет смысл произведения сам художник: «Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом». Рериховские северные красавицы лучезарны, лиричны, чисты и почти всегда одиноки. Им хорошо знакомо чувство ожидания.
Однако, у Николая Рериха можно встретить и колоритные женские образы Индии. Например, в картине «Огни на Ганге» (1947), где художник изображает увиденную им в Варанаси огненную пуджу (службу) в честь богини-реки Ганги, которую так похоже он описывал в дневнике еще до приезда в Индию в 1913 году: «К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики…В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота».
Святослав Рерих, прежде всего, портретист. На его полотнах яркие колоритные женские образы Индии – простые деревенские девушки и знатные дамы, танцовщицы. «Их яркие сари красиво перекинуты через плечо и дополнены тщательно прописанными украшениями. Природа Индии и дочери ее земли представлены художником в едином гармоничном образе».
«Мы сегодня очень наполнились…», - поделилась своим впечатлением о встрече одна из преподавателей университета.
В Индии творчество Рерихов уже изучают по школьным учебникам. Хотелось бы, чтобы и в России как можно шире освещались жизнь и творчество великой семьи Рерихов.
Информацию предоставила
А.А.Самсыка
02.03.2017