Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Новости

«Русские начали, русские и должны продолжить»

http://www.icr.su/rus/onckm/napravleniya-deyatelnosti/nauchnye-issledovaniya-v-urusvati/Surgina_Revyakin/
Культура и время. 2012, № 4. С. 80-91.
Л.В. Сургина, Д.Ю. Ревякин

«Русские начали, русские и должны продолжить»

Не следует откладывать. Что еще возможно сейчас, может быть
невозможно завтра. По петровскому завету: «Промедление смерти подобно».

Н.К. Рерих. Урусвати

 

  Знамя Мира на флагштоке перед домом Рерихов в Кулу
  Знамя Мира на флагштоке
перед домом Рерихов в Кулу

Перед домом Рерихов, расположившимся на одном из лесистых склонов долины Кулу в Гималаях, на фоне высокого чистого неба и яркой зелени деодаров развевается Знамя Мира. Его лаконичный символ – три круга, заключенные в окружность, – вмещает многие эволюционные понятия. В нем уважение к прошедшим тысячелетиям, и знание о Будущем, и указание на значимость мимолетного настоящего. Объединение на всех уровнях – главный смысл этого символа. Здесь, в гималайском имении Рерихов, этот смысл обретает сегодня особое значение.

О минувших веках в священной долине Кулу (сегодня более принято написание: Куллу) свидетельствует каждый камень, каждый алтарь. И сегодня боги, наги (мифические существа, передающие людям священные знания) и риши (святые мудрецы ведийской Индии) живут рядом с людьми и регулярно напоминают о себе призывными звуками труб и барабанов. И каждый вечер пуджари (индуистский жрец, осуществляющий ритуал Пуджа) укрывает на ночь богов ночным покрывалом, а рано утром будит их звуками колокольчика, благословляя пришедших к храму местных жителей и туристов и одаривая их яркими цветами – розами и бархатцами. И несмотря на то, что в старинных деревнях, спрятавшихся на высоких горных склонах, над крышами древних домов белеют круглые спутниковые тарелки, а в руках детей и взрослых можно увидеть современные сотовые телефоны, кажется, что реальным настоящим долины является ее прошлое, точнее, его духовная составляющая. Старинные мифы, легенды и героические сказания – они не просто не забылись, нет, они живут в обитателях долины, в их верованиях и традициях, и не только наполняют настоящее, но и определяют путь в будущее. «Камни говорят о прошлом, – писал Н.К. Рерих. – Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак, а главный белый исполин называется Гуру-Гури Дхар – “путь Духовного Учителя”. Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам»[1].

  Н.К. Рерих у древней статуи Гуга-Чохана. Наггар. Кулу. 1930-е гг.
  Н.К. Рерих у древней статуи Гуга-Чохана. Наггар. Кулу. 1930-е гг.

Две вершины «белого исполина» – Гепанга, или «Горы “М”», как называли Гепанг Рерихи, хорошо видны из кабинета Елены Ивановны, они высятся над площадкой, где было предано огню тело Николая Константиновича Рериха, и неизменно проглядывают среди стволов и ветвей, когда поднимаешься к зданиям Института «Урусвати». В солнечные дни снежные пики сверкают особенно ярко, напоминая о том, что сегодня гималайское имение Рерихов, как составляющая часть уникального наследия этой великой семьи, является одной из важнейших вех на пути к высотам Будущего.

Здесь в течение почти 20 лет продолжалось сотрудничество Елены Ивановны с Великим Учителем, результатом которого стали книги Живой Этики. В небольшом кабинете на втором этаже дома Еленой Ивановной были написаны тысячи писем, содержащих разъяснения многих положений этого философского учения. Значение и величие поразительного процесса космического творчества, который здесь совершался, нам, по-видимому, не скоро еще суждено осознать.

А сколько удивительных картин, наполненных высочайшими энергиями духа, было создано здесь Николаем Константиновичем, сколько очерков было написано! В бывшей мастерской художника на первом этаже дома по-прежнему стоит письменный стол, за которым он работал; сохранился мольберт со следами красок. Отсюда, из гималайской долины Кулу, во все концы света шли зовы о необходимости сохранения и защиты Культуры как главного и неотменимого устоя дальнейшей эволюции человечества, как единственной панацеи мира на Земле. Здесь разрабатывался проект документа о защите культурных ценностей – международного договора чрезвычайной важности и значения, получившего известность как Пакт Рериха, символом которого стало Знамя Мира.

Гималайский институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в Кулу, не был традиционным научным институтом – в нем закладывались основы новой науки, представляющей собой синтез духовных и экспериментальных способов познания, метанауки и эмпирической науки. Институт стал первым кирпичиком в фундаменте науки будущего, которая, согласно Живой Этике, призвана сыграть важнейшую роль в эволюционном продвижении человечества.

Южный фасад дома Рерихов в Кулу. 1930-е гг.   Институт «Урусвати». Наггар, Кулу. 1930-е гг.
Южный фасад дома Рерихов в Кулу. 1930-е гг.   Институт «Урусвати». Наггар, Кулу. 1930-е гг.

Институт «Урусвати», Знамя Мира и Пакт Рериха, Живая Этика... Все эти важнейшие эволюционные действия, совершенные семьей Рерихов, теснейшим образом связаны с индийской долиной Кулу. Здесь, как пишет Л.В. Шапошникова, возникла та капля сплава, который необходим для укрепления сил Объединения. Здесь в XX веке сошлись в общем духовном устремлении судьбы двух стран – России и Индии. И нашей первоочередной задачей сегодня, в начале XXI века, является совместная русско-индийская работа, направленная на сохранение наследия Рерихов в долине Кулу и воплощение в жизнь их эволюционных идей.

Об этом говорилось на торжественной встрече, состоявшейся в конференц-зале Международного Мемориального Треста Рерихов 17 июня 2012 года в связи с прибытием в ММТР группы музейных специалистов Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Сотрудники МЦР приехали в Индию по приглашению руководства Треста Рерихов, в рамках реализации Протокола 2007 года о сотрудничестве между МЦР и ММТР, утвержденного на заседании Совета попечителей в 2011 году. Перед группой была поставлена задача провести сверку наличия всех предметов и коллекций, относящихся к наследию Рерихов (включая произведения живописи и графики, художественные коллекции, предметы мебели и интерьера, личные вещи, рукописные и печатные документы, книги, научные коллекции и прочие предметы), с имеющейся учетной документацией; выявить неучтенные предметы, документы и издания; осуществить детальную фотофиксацию всего наследия и описать состояние сохранности предметов и коллекций с целью определения возможности их дальнейшего использования и необходимости привлечения специалистов для работы с наследием. Эта работа должна стать начальным этапом масштабной деятельности по созданию в ММТР современного музейного и научного комплекса.

Группу МЦР возглавила руководитель отдела изобразительного и вещевого фонда Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Сургина. В ее состав также вошли: руководитель отдела учета музейных предметов и музейных коллекций Е.А. Купченко, ответственный хранитель-исследователь вещевой коллекции Рерихов М.А. Титова, референт-хранитель отдела передвижных выставок Д.Ю. Ревякин, главный библиограф научной библиотеки МЦР Т.А. Анисимова, переводчик, главный менеджер по международным и культурным связям международного отдела МЦР М.Я. Данова (позже ее сменит главный менеджер по международным и культурным связям международного отдела МЦР М.В. Морочковская, затем к группе присоединится переводчик автономной научной группы МЦР Е.М. Князева). Кроме того, в группу вошел представитель МЦР в ММТР, член Попечительского совета ММТР М.Н. Чирятьев.

Группа музейных специалистов МЦР на встрече с генеральным секретарем ММТР Манишей Нандой. 17 сентября 2012 г.
Группа музейных специалистов МЦР на встрече
с генеральным секретарем ММТР Манишей Нандой. 17 сентября 2012 г.

Прибывших из Москвы сотрудников МЦР приветствовали представители руководства Треста Рерихов: директор Департамента языка, искусства и культуры Правительства штата Химачал-Прадеш Рокеш Канвар, мэр г. Кулу Амитаб Авастхи, главный хранитель античности Национального музея штата Химачал-Прадеш в Шимле д-р Хари Чохан. По существующей традиции, каждому члену нашей группы в знак уважения были вручены шапочка-топи и шарф с национальным орнаментом долины Кулу.

Прозвучали приветственные слова в адрес сотрудников МЦР и слова ответной благодарности за теплый радушный прием, после чего состоялось обсуждение планов по созданию на территории ММТР современного культурного центра, как мечтал об этом С.Н. Рерих.

 

«Здесь будет Музей»

Реализация идеи сохранения имения Рерихов в Кулу и превращения его в полноценный международный музейный и научный центр, посвященный Н.К. Рериху, была начата Святославом Николаевичем Рерихом в конце 1950-х годов. В 1958 г. он писал старшему брату Ю.Н. Рериху в Москву: «Думаю все, как бы лучше осуществить Музей в Кулу. Все же это место, которое так тесно связано с работой Ник[олая] Конст[антиновича] в Индии и имеет исключительные преимущества, климатические, географические и исторические. Не говоря уже об исключительной живописности места. Это мог бы быть исключительный центр, так как это и думал Ник[олай] Конст[антинович] и Масик»[2]. В письме от 2 июня 1959 г. – конкретные практические шаги, сделанные Святославом Николаевичем для реализации этой идеи. «Сейчас решили отделать три комнаты внизу,– сообщал он брату в Москву, – т.е. где Пасик работал – рядом offise и твоя рабочая комната. Т.е. три комнаты в ряд. Но это будет временно – я хочу выстроить небольшое здание на площадке, где стоит Камень Н.К. <...>. Это будет гораздо лучше, ибо упростит многое. Небольшой домик рядом, где жили служащие, думаю переделать в дом хранителя. Будет это рядом и удобно. Кроме того, это будет отдельно и не будет толп. Туда можно будет провести дорогу для Jeep’a. <...> Проводим электричество в дом»[3].

К концу июня 1959 г. работа продвинулась. Дорожки вокруг Камня на месте кремации Н.К. Рериха были выложены каменными плитами, а к середине августа закончена отделка трех комнат первого этажа «для Музея». В них С.Н. Рерих решил временно поместить 30 картин Н.К. Рериха. В скором времени (1960-е гг.) появилась «Записка о Мемориальном Музее Рериха в Доме-Усадьбе в Наггаре, Кулу», составленная С.Н. Рерихом. В ней прослеживается научная концепция будущего музея. «Музей в Кулу, – писал художник, – по завершении своего формирования будет иметь представительную коллекцию живописи профессора Николая Рериха, размещенную в отдельном строении около главного здания, в котором профессор Рерих жил и работал. В настоящее время в главном здании имеются три галереи, в которых выставлены картины профессора Рериха, со свободным доступом для публики»[4]. И далее: «Трудно приспособить под музей живописи старое здание, однако само по себе оно может представлять дополнительный интерес»[5].

Из вышеприведенных цитат С.Н. Рериха видно, что художник задумывал создание нового музейного помещения для живописной коллекции Рерихов, а сам дом собирался включить в состав будущего музейного комплекса как отдельный мемориальный музейный объект. В записке сообщалось, что в будущем новом музее, наряду с работами Н.К. Рериха, будут представлены и картины Святослава Николаевича, а также «некоторые образцы старых гималайских школ живописи, процветавших в Кулу и прилежащих долинах в XVII–XVIII вв.» и библиотека, принадлежавшая старшим Рерихам.

В 1965 г. в связи с хлопотами по организации музея в Наггаре С.Н. Рерих писал П.Ф. Беликову: «В этом году прибавили еще 25 картин Николая Константиновича. Лично мне кажется, что больше пятидесяти картин здесь выставлять сейчас не нужно. Оформляем постройку особого здания музея. Нелегко, так как подавать строительный материал надо на людях. Большая дорога еще не дошла. Все это берет много времени <...>, кругом идут работы по заготовке материалов для постройки, а вокруг памятника Николаю Константиновичу и на дорожках, ведущих к нему, укладываются каменные плиты. Будет хорошо. Очень много посетителей»[6].

С.Н. Рерих на площадке перед домом Рерихов в Кулу. 1970-е гг.
С.Н. Рерих на площадке перед домом Рерихов в Кулу. 1970-е гг.

По-видимому, окончательное место под музейное здание было выбрано С.Н. Рерихом несколько выше дома Рерихов, на площадке, где ранее располагались хозяйственные постройки имения, в частности конюшня. По-видимому, после смерти Н.К. Рериха и отъезда оставшихся членов семьи Рерихов из Кулу в 1947 г., необходимость в конюшне отпала. В настоящий момент не удалось обнаружить какие либо чертежи, позволяющие более подробно раскрыть замысел С.Н. Рериха. Поэтому этажность предполагаемого здания и его планировка нам не известны.

К сожалению, планы С.Н. Рериха по созданию отдельного здания для музея реализованы не были. Одной из возможных причин, помешавших строительству, стала реорганизация штата Пенджаб. Долина Кулу, где находилось имение Рерихов, была включена во вновь образованный штат Химачал-Прадеш. С.Н. Рерих отмечал, что благодаря этому Кулу выиграет от программы развития холмистых местностей[7]. Вместе с тем он считал, что раздел Пенджаба «осложнил жизнь совсем уж излишне»[8]. Еще одной возможной причиной стала проблема поиска, приобретения и доставки дорогих строительных материалов, в частности цемента, а также найма рабочей силы, которую, по мнению С.Н. Рериха, «почти невозможно раздобыть из-за всяких правительственных проектов»[9]. И наконец, третьей возможной причиной стала сложность финансирования строительства, которое Святослав Николаевич вел исключительно за свой счет, без поддержки со стороны индийского государства.

 

«Этот Институт – не просто очередное научное учреждение»

Помимо создания музея, Святослава Николаевича очень заботила проблема возрождения Гималайского института научных исследований «Урусвати».

Для нужд Института Н.К. Рерих безвозмездно передал большую часть своего имения – 20 акров земли, включавших горный склон с деодаровой рощей. Институт занял два здания, расположенных несколько выше основных жилых построек, вверх по горному склону. Сюда были перенесены ценнейшие научные коллекции, собранные Рерихами на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Помимо административного корпуса, где располагалась научная библиотека, комнаты для приезжих ученых, музей с естественнонаучными коллекциями, для Института «Урусвати» был спроектирован и отстроен лабораторный корпус для физических и биохимических исследований, оснащенный всем необходимым оборудованием.

Передовые исследования Института сделали его одним из выдающихся научных учреждений того времени. По мнению Е.И. Рерих, научная станция (Институт «Урусвати»), основанная в Гималаях, должна была в будущем перерасти в город Знания.

Успешная деятельность Института была серьезно нарушена предательством Хоршей – ближайших сотрудников Рерихов в Америке, что привело в 1935–1936 гг. к разрушению Музея Николая Рериха в Нью- Йорке. После консервации «Урусвати» с началом Второй мировой войной уникальные научные коллекции были частью сложены в деревянные ящики, частью закрыты в специальных шкафах административного корпуса, а оборудование лабораторного корпуса разобрано.

 

  С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова. Москва, 1989
  С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова. Москва, 1989

В 1972 г. по приглашению С.Н. Рериха в гималайском имении Рерихов побывала Л.В. Шапошникова. Вместе со Святославом Николаевичем ей довелось осмотреть помещения Института «Урусвати». «Свет с трудом пробивался сквозь щели плотно закрытых ставней, – вспоминала Людмила Васильевна. – Когда глаза привыкли к полумраку, я увидела стоявшие повсюду ящики. Они громоздились друг на друга, их было много... По стенам комнаты стояли застекленные шкафы. <...> Передо мной был уникальный, богатейший материал, к которому несколько десятков лет не прикасалась рука ученого»[10].

«...Этот Институт – не просто очередное научное учреждение. В нем заложено будущее науки, – сказал Л.В. Шапошниковой Святослав Николаевич. – Тогда, во время войны и после, судьба Института сложилась непросто, и прервались исследования и научная методология, заложенная в нем. Заложенная не нами, Рерихами, а нашим Учителем, который создал Живую Этику и планы которого мы выполняли. Вы знаете, все очень интересно было задумано и еще более интересно исполнялось. Во всех этих действиях, в которых мы участвовали, было не только будущее новой науки, но и будущее эволюции человечества, его преображения, его новых форм существования»[11].

 

Долина Кулу зимой. 1930-е гг.  
Долина Кулу зимой. 1930-е гг.  

Святослав Николаевич в беседе с Л.В. Шапошниковой высказал мысль о том, что советские ученые могли бы здесь работать. «Русские начали, русские и должны продолжить»[12], – отметил он. Через Людмилу Васильевну он передал предложение в АН СССР с тем, чтобы группа советских ученых прибыла в Кулу и совместно с индийской стороной решила проблему сотрудничества в Гималайском институте научных исследований. Те, кому это передали и от кого зависело принятие решения, никакого интереса к предложению Рериха тогда не проявили.

Спустя несколько лет в первом советском научном сборнике по рериховедению, посвященном 100-летию Н.К. Рериха, появилась большая статья о прошлом и настоящем Института «Урусвати». Ее авторами были П.Ф. Беликов и Л.В. Шапошникова. Завершали публикацию строки, ставшие своего рода призывом к возрождению Института: «И может быть, наступит время, когда откроют ящики с коллекциями и шкафы с книгами, расставят по своим местам беспорядочно сложенное лабораторное оборудование и ныне пустые комнаты наполнятся звуками шагов и голосами. А в институте, основанном большими русскими учеными Рерихами, начнут работать те, для кого, собственно, все и создавалось, – ученые разных стран»[13].

С.Н. Рерих неоднократно обсуждал вопросы о будущем «Урусвати» с советскими учеными, бывавшими у него в гостях. Геолог Олег Глазунов, несколько раз посещавший художника в его загородном имении под Бангалором, вспоминал: «Долгие годы институт был на консервации, поэтому Святослава Николаевича более всего беспокоило состояние коллекций, библиотеки, дома и других построек. По словам Святослава Николаевича, особую ценность представляли фармакологические коллекции, собранные со всех Гималаев, перспективные для получения препаратов против туберкулеза и особенно рака... <...> Неоднократно он обсуждал этот вопрос с послами, президентом Академии наук СССР А.П. Александровым и другими, но, в сущности, все безрезультатно»[14].

Большую заинтересованность в возрождении «Урусвати» проявила председатель Комитета культуры Болгарии Л.Т. Живкова. Людмила Тодоровна, будучи приверженцем идей Живой Этики, оказалась поистине уникальным политическим и общественным деятелем того времени, она не только поняла насущную необходимость возрождения высокогорного гималайского Института, но и предприняла конкретные шаги в этом направлении. В подтверждение этого приведем выдержку выступления Л.Т. Живковой из чудом уцелевшей болгарской стенограммы «Заседания рабочей группы по организации мероприятия “Рерих”» под ее председательством от 16 марта 1978 г.: «Будет интересно уточнить, каково состояние и деятельность Института «Урусвати» сегодня. Нужно проверить, возможно ли, чтобы наша страна включилась вместе с Индией и Советским Союзом в дальнейшие усилия по поддержанию этого Института в Гималаях. Вы знаете, что Гималайские горы являются стержнем планеты, где атмосфера в таком состоянии, что там можно проводить наиболее широкие и масштабные исследования биосферы, земной гравитации, космических лучей, биохимических процессов и т.д.»[15].

 

  С.Н. Рерих и Людмила Живкова. 1970-е гг.
  С.Н. Рерих и Людмила Живкова. 1970-е гг.

В этом же 1978 г. Л.Т. Живкова приехала в Бангалор к С.Н. Рериху. «Мы с ней много беседовали о Кулу, т.к. болгары хотят включиться в научную работу», – писал Святослав Николаевич П.Ф. Беликову. Она очень стремилась побывать и в Кулу, но из-за обильно выпавшего снега этого сделать не удалось.

Для практических действий, связанных с Институтом «Урусвати», под руководством Л.Т. Живковой был подготовлен специальный проект, реализацию которого планировали осуществлять с 1979-го по 1984 г.[16]. Святослав Николаевич считал, что возрожденный Институт должен стать современным научным центром и в то же время продолжить научные направления, заложенные семьей Рерихов. Суть плана С.Н. Рериха и Л.Т. Живковой заключалась в объединении усилий по расконсервации Института тремя странами: Болгарией, СССР и Индией. Однако после скоропостижной смерти Л.Т. Живковой в 1981 г. намеченные Болгарией проекты по «Урусвати» были свернуты, т.к. не получили поддержки со стороны партийных органов, курировавших научные учреждения в социалистической Болгарии.

Не лучше ситуация обстояла и в СССР. На многочисленные обращения Святослава Николаевича к АН СССР (а их было не менее пяти!) в 1970-х и 1980-х гг. на любых условиях взять под свою юрисдикцию Институт «Урусвати» так и не последовало никакой реакции.

К идее организации международного научного и культурного центра в Наггаре и возрождения Института «Урусвати» С.Н. Рерих вновь возвратился в начале 1990-х, когда задумал основать в Индии Международный Мемориальный Трест Рерихов. ММТР стал второй после Центра-Музея имени Н.К. Рериха международной общественной организацией, созданной С.Н. Рерихом для сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов. По инициативе С.Н. Рериха МЦР стал одним из учредителей ММТР. В письме Президенту России Б.Н. Ельцину художник писал: «Уверен, что деятельность Центра, который является одним из учредителей известного Вам Международного мемориального треста Рерихов в Индии, послужит не один год на благо культур России и Индии»[17].Таким образом, будущее Института «Урусвати» и имения Рерихов Святослав Николаевич связывал прежде всего с Центром-Музеем, созданным в России[18]. Он неизменно считал, что залог будущего превращения имения Рерихов в международный научный и культурный центр неразрывно связан с сотрудничеством русских и индийцев, России и Индии.

Необходимо отметить, что руководство МЦР неоднократно предлагало индийской стороне помощь в восстановлении деятельности Института «Урусвати». В 2005 г. на заседании Попечительского совета ММТР был представлен проект Протокола о совместных намерениях МЦР и ММТР, в котором важное место занял вопрос дальнейшего развития Музея имени Рерихов в Кулу и возрождения Института «Урусвати». Проект был принципиально одобрен. Возрождение Института «Урусвати» было решено проводить совместными усилиями индийских и российских ученых по двум направлениям: мемориально-музейное и научно-исследовательское[19].

 

«Вперед, только вперед»

К сожалению, планы С.Н. Рериха по созданию в Кулу мемориального Дома-музея и возрождению Института «Урусвати» до сих пор остались нереализованными. Музеем можно назвать только картинную галерею Н.К. и С.Н. Рерихов, созданную еще Святославом Николаевичем и временно размещенную в трех комнатах первого этажа Дома Рерихов. Под мемориальным же музеем подразумевается деревянная галерея, возведенная вокруг второго этажа, проходя по которой посетители заглядывают в окна, безуспешно пытаясь в тусклом свете рассмотреть обстановку кабинета-библиотеки, гостиной, спальни, кабинета Е.И. Рерих...

В административном корпусе Института «Урусвати» открыт так называемый «Музей народного искусства», где вперемешку представлены предметы искусства из наследия Рерихов, национальные индийские одежды и русские матрешки. А в двух залах лабораторного корпуса имеются экспозиции, дающие некоторое представление об Институте и его директоре Ю.Н. Рерихе. Этим сегодня и ограничивается деятельность Гималайского института научных исследований «Урусвати».

Библиотекарь МЦР Т.А. Анисимова за работой в Институте &laquo;Урусвати&raquo;. 2012  
Библиотекарь МЦР Т.А. Анисимова
за работой в Институте «Урусвати». 2012
 

Но появилась надежда, что ситуация в скором времени изменится. Приглашение в ММТР музейных специалистов из МЦР и проведение сверки наличия всех предметов наследия Рерихов, принадлежащего Тресту Рерихов, свидетельствуют о взаимном желании российской и индийской сторон сохранить наследие Рерихов, создать в ММТР полноценный мемориально-музейный комплекс и возродить к жизни Институт «Урусвати», задуманный Рерихами как основание всемирного города Знаний.

Работа сотрудников МЦР в Международном Мемориальном Тресте Рерихов продолжалась в течение трех месяцев. Объем работы оказался настолько большим, что пришлось три раза переносить дату отъезда. Были осмотрены все комнаты дома Рерихов, летняя мастерская Святослава Николаевича, все внутренние помещения административного и лабораторного корпусов, некоторые служебные помещения. Сверка проводилась в условиях работающего музея, в наиболее посещаемый туристами период. Специалисты МЦР работали в тесном сотрудничестве с индийскими специалистами, курировал работу главный хранитель античности Национального музея штата Химачал-Прадеш д-р Хари Чохан.

В качестве учетной документации группе была представлена распечатка электронной версии инвентарной описи в девяти частях, сделанной бывшим куратором ММТР Аленой Адамковой и ее помощниками. Опись включала 3829 номеров. В ней имелись фотографии, информация по многим предметам, но выполнена она была с многочисленными нарушениями и ошибками. Помимо предметов и коллекций, имеющих художественную, мемориальную, историческую, научную ценность, в описи оказались зарегистрированными экспонаты временных выставок (современные фотографии, репродукции, сувениры), вспомогательные материалы, оборудование, т.е. предметы, не относящиеся к наследию Рерихов и к основному фонду. Под одним номером зачастую были записаны самые разнородные группы предметов и документов. Главная инвентарная книга, или Книга поступлений, в ММТР отсутствовала.

  Сотрудники МЦР. Справа налево: Л.В. Сургина, Е.А. Купченко, М.Я. Данова за работой в картинной галерее ММТР в Кулу. 2012
  Сотрудники МЦР. Справа налево: Л.В. Сургина, Е.А. Купченко, М.Я. Данова
за работой в картинной галерее ММТР в Кулу. 2012

Предметы, документы и книги оказались промаркированными с помощью индивидуальных ярлыков с штрихкодом, который можно прочитать только с помощью сканера и компьютера, поскольку видимые учетные номера отсутствовали. Это сильно осложняло работу, так как здесь бывают регулярные перебои с электричеством, особенно в период дождей. В процессе сверки на предметах были проставлены учетные номера.

Сотрудники МЦР провели сверку наличия музейных предметов и коллекций, относящихся к наследию Рерихов, – более 8000 единиц хранения, включая 49 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, более 1500 мемориальных предметов, 102 предмета каменной скульптуры, около 2000 печатных изданий, более 300 архивных документов, минералогическую коллекцию, а также зоологическую и гербарную коллекции, описанные и систематизированные в 2010 году специалистами, приглашенными МЦР.

В процессе сверки была проведена большая научно-исследовательская работа, выявлено и описано около 900 неучтенных мемориальных предметов и архивных документов, более 7000 книг и журналов из научной библиотеки Рерихов. Около тысячи неучтенных листов архивных документов, связанных с организацией Института «Урусвати» и работой рериховских учреждений в США, письма американских сотрудников к Рерихам и другие документы, относящиеся к деятельности семьи Рерихов, были обнаружены в Мемориальном доме Рерихов. Документы и печатные издания впервые были разобраны и систематизированы, упакованы в папки и конверты из специального бескислотного картона.

В архиве ММТР хранятся различные документы, связанные с продвижением Пакта Рериха, с Маньчжурской экспедицией; переписка Рерихов с А.Е. Махоном, письма П. Тампи и ряда американских корреспондентов к Н.К. Рериху, корреспонденция В.А. Шибаева по вопросам распространения журнала «Фламма», студенческие и экспедиционные записи Ю.Н. Рериха, тетрадь с указанием книжных изданий, написанная рукой Е.И. Рерих. В картографическом собрании ММТР особый интерес представляют карты, составленные, по-видимому, Ю.Н. Рерихом и выполненные на специализированной кальке и ватмане. Это карта Сиккима периода Центрально-Азиатской экспедиции, которую можно датировать 1923–1924 гг., и карта Маньчжурской экспедиции, с нанесенным на нее участком Внутренней Монголии, где экспедиция находилась в 1935 г. Остальные карты относятся преимущественно к Центрально-Азиатской экспедиции и использовались Ю.Н. Рерихом, скорее всего, для составления маршрута экспедиции.

Во время работы с мемориальной библиотекой ММТР было выявлено значительное количество монографий, а также отдельных публикаций Рерихов и о Рерихах на английском, хинди, немецком, французском, русском и других языках. Многие статьи напечатаны в индийской и другой иностранной периодике 1920–1940-х гг., недоступной в то время в России. К ней относятся журналы «DAWN», «INSPIRATION», «Maha-Bodhi», «Mira», «Modern Review», «The Dawn of India», «The Educational Review», «The Rosicrucion digest», «The Scholar», «The Boddhist», «Silpi» и другие. Ценной находкой стала неизвестная ранее статья Ю.Н. Рериха «Казачество в Средней Азии»[20], опубликованная в войсковом юбилейном сборнике Сибирского казачьего войска «Сибирский Казак». Этот сборник, приуроченный к 350-летию сибирского казачества (1582–1932), увидел свет в Харбине в 1935 г.

Карточки Ю.Н. Рериха и неолитическая коллекция Рерихов из собрания ММТР   Карточки Ю.Н. Рериха и неолитическая коллекция Рерихов из собрания ММТР
Карточки Ю.Н. Рериха и неолитическая коллекция Рерихов из собрания ММТР

В подсобных помещениях сотрудниками группы были обнаружены фрагменты минералогических, археологических, палеонтологических коллекций, лабораторное оборудование Института «Урусвати», предметы мемориальной мебели.

Параллельно с проведением сверки сотрудники группы вели исследования по определению мемориальных интерьеров дома Рерихов и помещений Института «Урусвати». Благодаря имеющимся архивным фотографиям интерьеров дома Рерихов 1930–1940-х гг. были идентифицированы рабочий стол Н.К. Рериха, шкаф, кресло и мольберт художника, а также другие предметы мебели из его художественной мастерской. Были выявлены предметы мебели, находившиеся в рабочем кабинете Ю.Н. Рериха: письменный