Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Лекции и статьи

Эволюционные действия Рерихов

2012 г.

А.А.Самсыка

председатель Мурманского Рериховского общества

Эволюционные действия Рерихов и учение Живая Этика

 

            Семья Рерихов – одна из великих семей России, и говоря о её величии, можно привести слова  С.Н.Рериха: «Сейчас во всём мире идёт большая переоценка всех ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны всё больше понимают и принимают во всём мире. В Европе на всех языках  печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания. Что это доказывает? Что человечество ищет, человечество хочет найти; ему уже не достаточно тех узких рамок, в которых мы жили, в которых мы привыкли как-то существовать»[1].

С конца 1920-х годов по всему миру начинают появляться рериховские общества, и  вскоре возникает целое движение планетарного масштаба. Это движение во имя культуры с признанием миссии четверых Рерихов получило название «Рериховское движение».

Так что же так привлекает человеческие умы и сердца на всей планете к семье Рерихов?

Мы говорим, что Николай Рерих выступал в защиту культуры, но и другие выдающиеся люди защищали культуру. Мы говорим, что Рерих талантливый художник, но талантливых художников много. Мы говорим, что Рерих неординарный  учёный, но мы также знаем множество других великих учёных. Рерих- литератор, путешественник – ну и что? Почему же существует именно Рериховское движение и носит оно планетарный характер?

Дело в том, что все действия семьи Рерихов имели эволюционное значение для всего человечества, и одно из них – принесение миру духовно-философского Учения Живой Этики.

Но прежде, чем говорить о нём, рассмотрим понятие Культуры в его философском аспекте.

Все культурные ценности – произведения искусства, книги, памятники, а также учреждения культуры – музеи, библиотеки – несут особую высокую сконцентрированную энергетику, это своего рода энергетические центры  планеты, и они соединены между собой невидимыми энергетическими нитями, таким образом, образуя вокруг планеты особую энергетическую ткань –  живую ткань Культуры. Когда разрушаются памятники, уничтожаются произведения искусства, эта живая энергетическая ткань разрывается – разрывается планетная аура.

Выступая в защиту культуры, Николай Рерих предложил мировому сообществу особый договор о защите культурных ценностей, который получил название Пакт Рериха, и к нему отличительный символ – Знамя Мира. Это действие имело важное эволюционное значение. Сейчас наша планета очень больна, и исправить это бедственное положение можно только с возрождением подлинной Культуры, и пока человечество этого не осознает, никакие реформы экономического характера действовать не будут, что  и наблюдается повсеместно.

Одним из эволюционных действий в науке была историко-археологическая экспедиция 1901-1904гг по древним русским городам, материалы которой свидетельствовали о том, что русская культура есть синтез культур Запада и Востока. Позже Николай Константинович обнаружит связь Скандинавии и Индии, а Россия окажется между ними связующим звеном. Рерих, как учёный-археолог по результатам раскопок приходит к выводу о единстве и изначальностиобщечеловеческой  более поздней культуры. Рерих всю свою исследовательскую деятельность вёл в направлении культурно-исторической общности всего человечества.

Великая Центрально-Азиатская экспедиция, которую Н.К.Рерих провёл в 1925-1929гг, имела важное географическое и историческое значение. Особая её роль состояла в том, что во время экспедиции шла закладка духовных магнитов. Кроме того, во время путешествия Николаем Константиновичем было написано много картин, а Еленой Ивановной записана книга «Община» - доставленная в Москву. И картины, и книга «Община», являющаяся одной из серии книг Учения Живой Этики, несли в себе огромную энергетику и предупреждение человечеству.

После завершения экспедиции Рерихи основали в Индии научно-исследовательский институт Урусвати, что явилось ещё одним эволюционным действием.

Е.И.Рерих писала о науке: «Современная наука быстрыми шагами идёт вперёд навстречу всем великим истинам, изложенным в Восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро, они встретятся и протянут друг другу руку».[2]

«… Но наука идёт такими гигантскими шагами вперёд, что скоро будет осознана и следующая ступень. именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда Космическое сознание перестанет пугать даже самых неучёных, а станет явлением самым обычным, и никакой человек, осознавший своё место в Космосе, не сможет оставаться в своём скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение».[3]

Юрий Рерих посвятил свою жизнь сближению Востока и Запада, полагая, что лишь путём синтеза знаний, накопленных этими культурами, человечество сумеет найти срединный путь гармоничного развития.

Велики нахождения в науке были и у Святослава Рериха.

Надо сказать и о живописи двух великих художников: в картинах Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов  заложен глубокий философский смысл, иногда они несут предупреждение человечеству, иногда пророчество. Картины Рерихов нельзя отделять от Учения Живой Этики. «И книги Живой Этики, и картины Николая Константиновича - это два энергетических крыла, если можно так выразиться, которые поднимают сейчас эволюцию человечества XX века на новый эволюционный виток. Книги Живой Этики несут энергетику, которая нам необходима. А картины Николая Константиновича тоже энергетичны и тоже нам несут ту же энергетику, но в другой форме. Если философские идеи Живой Этики изложены словами, то те же идеи изложены, изображены Николаем Константиновичем в его картинах»[4].

Также нельзя отделять Учение Живой Этики от социума, от жизни в целом. Прежде всего, нужно посмотреть, что происходило в мире в период, предшествовавший появлению Учения, и не только на планете Земля, но и в Космосе.

Если говорить об искусстве, то надо отметить появление таких поэтов серебряного века как Александр Блок, Игорь Северянин, Мандельштам, А Белый;  в живописи – художников-импрессионистов.

Зарождается такое понятие как русский космизм – это целый поток русской культуры: философы и учёные – Бердяев, Флоренский, Чижевский, Вл. Соловьёв. И на первый план выдвигается связь человека с Космосом

В космосе тоже происходили события: к Земле приблизились новые тонкие энергии. Наступала эпоха Огня.

Все религии и учения возникли из одного источника как грани одной Истины. Архаическая религиозная философия была всемирной, как и язык. Но как впоследствии разделились языки, так разделились и философии. Человечество не может сразу воспринять всю Истину целиком. Как белый луч, проходя через призму,  разлагается на разные цвета, так Луч Истины, проходя через сознание людей, распадается на разные учения. Из истории мы знаем о возникновении разных философий в течение эволюции человечества: философия античного мира, философия средних веков, философия просвещения и др. Учения возникали в разных странах, на разных языках в разные периоды времени в зависимости от эволюции человечества.

Новое духовно-философское Учение Живая Этика даётся на русском языке и начинается словами: «В Новую Россию моя первая весть»[5]. Это говорит о том, что будущее за Россией, что высший мир сделал ставку на Россию – спасётся Россия, спасётся весь мир.

Новое Учение Живая Этика, по определению Л.В Шапошниковой - это философия космической реальности, где космические законы излагаются чётко и ясно.

Эта философская включает в себя философские достижения Востока и научную мысль Запада, философский аспект мировых религиозных систем, но не  содержит религиозного культа (он заменён на сознательную и научно осмысленную этику), и отсутствуют обряды. На  страницах Учения упоминаются многие Учителя человечества: Христос, Будда, Кришна, Платон.

Живая Этика говорит о многомерности материи,  о мирах Тонком и Огненном, в совершенно новом аспекте о Красоте (мысли, чувств, отношений), о Высшем Начале, о началах мужском и женском,  о роли женщины в современной эпохе, о воспитании, о новой педагогике. Также, учение говорит о  науке, причём многие её отрасли рассматриваются в совершенно новом космическом аспекте – метаистория, метафилософия, космобиология, астрохимия и др.

Л.В.Шапошникова говорит о том, что человечество в своём развитии проходит несколько  видов мышления: мифологическое, религиозное и  научное, в недрах которого сейчас зарождается космическое мышление.

Кроме того, есть три  волны эволюции: физическая, интеллектуальна и  духовная. А  так как на планете одновременно существуют разные по духовному развитию люди, то это ещё одна причина того, почему так трудно некоторыми людьми воспринимается новое Учение Живая Этика.

          В конце двадцатого столетия в Америке появились публикации о Детях Индиго, в России их называют  детьми Нового Сознания. Появление таких детей в 40-х годах  прошлого века, и принесение миру в 20-30х годах того же века Рерихами новой философской системы Живая Этика – не случайны. В Учении говорится о том, что к Земле приблизились новые энергии, Планета вступила в новый эволюционный виток, и на смену человеку разумному идёт человек  духовный.

Учение имеет два названия: Живая Этика и Агни-Йога. Это тоже не случайно. Учение дано не для одного народа, но для всего мира, и оно будет понятно как западному человеку, так и представителю востока.

Слово «Этика»  в словаре Ожегова трактуется следующим образом: философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Но в Учении Живой Этики это слово имеет более глубокий смысл, т.к. охватывает не только мир физический, но и духовный – Космические Законы.

Живая – значит, наполненная жизнью, отвечающая реальным потребностям, в т.ч и духовным, т.к. современный человек ищет не только веры, но и знаний.

Йога – это наука о совершенствовании, означающем   путь к Богу.

Агни значит, огненная, т.к наступает эпоха огня, а огонь всё трансмутирует. Человеку очень важно это осознать, что, будучи носителем бессмертной Искры Духа, он оказывается одним из мощных энергетических явлений и представляет собой часть космической энергии, часть разума, часть сознания высшей материи.

«Не единожды человечество получало свои знания верховным путём. Беседы Моисея  с Богом на горе Синай, Евангелие – как приём поручения Отца Небесного, Коран арабскому пророку архангелом Гавриилом, трактуются Учением как вечная связь земного плана с Космическими Источниками. При этом все провозвестия не отменяют предыдущие, но продолжают их, подчёркивая принцип единения и высшую его форму – Любовь».[6]

 « …для чего необходимо Новое Учение, когда существует Учение Христа? Для тех, кто ещё не уяснил себе, что периодическое появление новых Учений и новых Учителей есть необходимое условие эволюции человечества, можно ещё раз напомнить, что действующий в космосе закон развития одинаков как наверху, так и внизу. Как развивается отдельный человек, точно также развивается всё человечество и весь Космос. Как не может отдельный человек стать доктором, инженером, юристом, закончив одну основную школу, но должен для этого окончить школу среднюю и высшую, точно также не может всё человечество выйти на простор космической жизни, не имея представления о Космосе, о его законах, о действиях его сил и энергии, и достигнуть высшего, богочеловеческого состояния, если будет изучать учебники, данные ему в то время, когда он находился по своему сознанию в основной школе. Ввиду того, что наступила пора людям от низшего сознания перейти к высшему, им даётся новое, соответствующее этой надобности Учение, которое расширяет их кругозор и поднимает их сознание на необходимую высшую ступень. Поэтому полагать, что раз существует Учение Христа, то в новом нет надобности и без него можно обойтись, -- значит или совершенно не уяснить себе законов эволюции и продолжать пребывать во тьме невежества или, как ленивый школьник, не желающий учиться, утверждать, что для него достаточно той премудрости, которую он освоил в основной школе, а высшей ему не нужно. Человечество в своём шествии по пути эволюции имело много Учителей и Учений. То Учение, которое даётся теперь, тоже не есть последнее. Когда наступит пора снова поднимать сознание человечества на ещё более высокую ступень, Братья человечества снова пошлют одного из своих Собратьев, который снова даст миру новое Учение. Под всякое имеющее эволюционную цель начинание Высшими Силами на определённый срок закладывается Магнит – разумная космическая энергия, которая действует притягивающим образом на умы, сердца и волю людей. Когда срок действия этой энергии истекает и Высшими Силами сообразно плану эволюции даётся другое высшее эволюционное задание, под которое закладывается новый Магнит, то старый Магнит перестаёт действовать. Поэтому, какие бы усилия ни прилагали ревнители старых учений в то время, когда дано новое, все усилия их ничего, кроме вреда и задержки собственной эволюции, принести не могут, ибо не может человеческое бессилие бороться с космической мощью и человеческое неразумение – с божественной мудростью.

Всё, что Христос не мог сказать прямо, ввиду их неподготовленности, и о чем дал лишь намёки, людьми непонятые и искажённые, обо всём этом Новое Учение говорит как о непреложных истинах. О чём в неясных и туманных образах говорят древние пророчества, о том ясно и определённо говорит Новое Учение. Кроме того, оно даёт людям много новых понятий, открывает много новых истин… Нет такой отрасли будущей жизни человечества, которая не была бы затронута и не разбиралась бы в Учении. Но в отличии от прежних священных писаний, Агни-Йога даёт более прямые, определённые и исчерпывающие указания, как и что делать»[7].

Е.И.Рерих по этому вопросу в своём письме от 30.06.34. пишет:

«Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их. Не следует думать, что Учение Христа есть Учение «низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мёртвым противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное Христианство…Теперь прошу вас вдуматься в пересланные мною Вам Высокие слова; они дают всю программу работы. Так Указано: «сопоставлять Учение с прочими заветами, при этом можно отмечать печать времени на тех же Истинах…». Мы против осуждения, но сопоставление будет как шлифовка камня…Вообще, полезно и даже необходимо знать Основы всех Великих Учений. Именно это знание помогает лучшему пониманию Нового Провозвестия и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника»[8].

«Живая Этика не связана ни с эзотерикой, ни с мистикой, ни с оккультизмом, поскольку представляет собой открытую систему знаний. она не может быть отнесена и к религии, хотя и затрагивает вопросы, традиционно относящиеся к религиозной сфере. В ней нет религиозного культа ( он заменён на сознательную и научно-осмысленную этику) и отсутствуют обряды.

Живая этика – это новая система познания, которая даёт нам возможность понять и переосмыслить важнейшие эволюционные, социальные, исторические и творческие процессы, происходящие на нашей Планете».[9]

Живая Этика говорит о расширении сознания. Человек, соблюдая Законы Космоса, обретает знания и способность влиять  на ход и качество эволюции.

В Живой Этике самым широким образом поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов.

Живая  Этика говорит о завершении данного цикла большой истории, о кризисах сегодняшнего переходного периода и путях выхода из него. Человечество не оставлено в такой сложный момент без высшей поддержки и помощи, а Живая Этика как раз и содержит такую концентрированную помощь.

Указано, что сообщаемые знания даются и Шамбалы – духовного Центра Планеты, существующего в Гималаях с незапамятных времён. Названо имя главы Центра. 

Живая Этика – совместное творчество человека и тех Иерархов, которые ведут эволюцию человечества.

Судьба человека неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества человека с иными мирами.

 

[1] С.Н.Рерих. Мой вечный учитель. http://www.smr.ru

[2] Рерих Е.И. Письма т. 3. Международный Центр Рерихов, Москва, 2001. С.72.

[3] Рерих Е.И. Письма. 2002. С.9.

[4] Шапошникова Л.В. Об энергетическом мировоззрении. Статья. http://lib.rin.ru

[5] Листы Сада Мории. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк. Москва, 2003. С. 171.

[6] Агни-Йога т. 1. Сибирское отд. изд. «Детская литература» 1992. // Вступит. статья «Благая весть новой эпохи. С.3.

[7] Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Москва «ГРАНД», 2005. С. 235.

[8] Рерих Е.И. Письма т. 2. Москва, 2000. С. 195.

[9] Путеводитель. Учителя. С.157