Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Лекции и статьи

Культура - оплот цивилизации

15.11.2015

А.А.Самсыка,

культуролог, председатель

Мурманского Рериховского общества

 

Культура – оплот цивилизации

 Доклад прочитан на XIII Рериховских чтениях 

в Мурманской областной научной библиотеке

 

Говорить о культуре современности нелегко. Важно помнить о том, что культурная память оказывает влияние на развитие человека современного. История культуры доходит до эпохи постмодерна и рассматривает особенности этой культуры нового тысячелетия.

Общепринято считать, что культура − это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком за период его развития. Однако следует добавить, что на самом деле определений культуры насчитывается несколько сотен. Происходит это потому, что многие исследователи в такой науке, как культурология, начиная рассматривать проблемы культуры, дают и свои определения культуры.

Необходимо сказать несколько слов о соотношении понятий культуры и цивилизации. Отметим, что в научный оборот термин «цивилизация» впервые ввел маркиз Мирабо, живший во Франции в XVIII веке. В своем трактате «Друг законов», он уже использует термин «цивилизация». Сразу добавим, что в конце второго − начале третьего тысячелетия одним из наиболее употребляемых слов также будет глобализация. Что касается определений «цивилизация», то их так же, как и для понятия культуры существует большое множество. Зависит это от специальности ученых, их кругозора, национальной школы, мировоззренческих позиций, целей исследования и от многих других фактов.

Понятие «цивилизация» многие отечественные и зарубежные ученые определяют, как существующую в определенное время и на определенной территории систему, в рамках которой действует самокультурная историческая общность с присущей ей совокупностью политико-экономических, культурных, духовных, в том числе, конфессиональных характеристик. Важнейшим отличием одной цивилизации от другой является самоидентификация людей. Из совокупности достижений отдельных локальных цивилизаций складывается облик, уровень мировой человеческой цивилизации.

Цивилизация – это культурная общность, культурная целостность, связанная с наиболее устойчивыми фундаментальными характеристиками, позволяющими работать определенным цивилизационным механизмам.

Мировая цивилизация, будучи исторически модифицирующейся в зависимости от смены определенных глубинных факторов, реальностью, прежде всего, и непосредственно связана с социальным прогрессом, фиксируя социальные материальные и духовные достижения всего человечества вне зависимости от конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей.

Мировая цивилизация абстрагируется от особенностей и реальных самокультурных общностей, существующих в определенных пространственных координатах, имеющих определенный набор характеристик. Именно это позволяет определить их, как локальные цивилизации, которым присущи довольно устойчивые признаки такие, как язык, среда обитания, общность экономической и духовной сфер. Иными словами, это − традиционная культура, обуславливающая особенности проявления в данной общности общечеловеческих достижений.

В истории цивилизации, в том числе, у современных исследователей цивилизаций понятие прогресс остается ведущим.

 Кроме того, у разных исследователей, историков, философов эти локальный цивилизации по разному могли называться. Например, Освальд Шпенглер эти локальные цивилизации называет развитыми культурами. Арнольд Тойнби и Хантингтон − просто цивилизациями. Сорокин в его сочинении «Социальная и культурная динамика» − метакультурами. И так далее. Но от этого суть вопроса не меняется.

Различными авторами выделяются основные этапы в развитии человечества, которые были связаны с распространением информации, с созданием системы хранения информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, конец IV − начало III тысячелетия до н.э. Следующая фаза, середина ХVI века, − с изобретением книгопечатания, которое радикально изменит индустриальное общество. Общество толкает в сторону развития индустрии, изменится культура книгопечатания, организационная деятельность.

Третья информационная революция обусловлена была изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, которые позволяют оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Наконец, нынешняя информационная революция, которую мы сейчас переживаем, и которая внесла огромный вклад в культурную эпоху, определяемую как постмодерн (конец ХХ − начало ХХI века), связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера, интернета, мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и прочее.

Эпоха постмодерна рядом мыслителей определяется как критическая точка. Человечество в своем развитии достигло критической точки. проблемы самоидентификации, как личностные, так и национальные, проблемы свободы воли, свободы духа выходят на передний план, как мне кажется, в литературе XXI века, и в культуре XXI века в целом. Современное искусство, современная литература следит не только за политическими и социальными событиями, но и за научными достижениями, ставит уже сейчас вопросы о нравственной стороне использование научных достижений. И о том, соответственно, насколько это с этической точки зрения правильно в современном мире.

Многие известные деятели науки и культуры размышляли над понятием культуры и давали ей свою трактовку.

Расширил и углубил толкование этого понятия русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры.  Слово культура, которое Николай Константинович всегда писал с прописной буквы, он разложил на две составляющих: «Культ» и «Ур»: Культ – почитание Благого Начала, Ур – Свет, Огонь.

Кроме того, Н.К.Рерих советовал разграничивать понятия культуры и цивилизации. В одной из своих статей он пишет:

«…Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить ‘‘Дом Культуры’’, но будет очень неуклюже звучать: “Дом Цивилизации”. Вполне определительно звучит название “культурный работник”, но совсем иное будет обозначать — “цивилизованный работник”. Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения “цивилизация Греции”, “цивилизация Египта”, “цивилизация Франции”, но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…»[1].

О понятиях культуры и цивилизации пишет ученый – индолог, лауреат премии имени Дж. Неру, директор музея имени Н.К.Рериха в Москве Л.В.Шапошникова: «Культура есть явление духа творческой деятельности человека. Цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба вида деятельности, казалось бы,  так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о “тысячелетних царствах”, “вечно живых учениях”, “пролетарских” и “буржуазных” культурах. Это то, что мы уже прошли и начинаем критически осмысливать»[2].

Развивая далее эту тему, можно привести еще такое высказывание мыслителя Н.К.Рериха: «Разве не странно, что политика и Культура в существе своем разошлись? Казалось бы, и то и другое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участвует художников и ученых среди политических собраний. Окажется, что лишь в малом количестве стран в законодательных учреждениях широко включены представители науки и искусства»[3].

Елена Рерих также писала: «Не может быть международного соглашения и взаимопонимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры»[4].

Сам Николай Рерих - крупный общественный деятель и просветитель за свою жизнь создал множество культурных учреждений.

Без Культуры нет цивилизации.

 

 

[1] Рерих Н.К. Синтез // Твердыня пламенная. – М., 1999.  С. 44.

[2] Шапошникова Л.В. Космическая эволюция  в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. – М., 2011. С. 34.

[3] Рерих Н.К. Культура  // Листы дневника. – М. Т.3 – 2002. С. 592.

[4] Рерих Е.И.Письма. Т.1. (1919-1933). М.: Международный Центр Рерихов, 1999, 432 с., с илл. Письмо от 17.06.1031 г. С. 210.