Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Лекции и статьи

Структура цивилизации и культуры

2012 г

А.А.Самсыка

Структура цивилизации и культуры

 

Разбирая такие понятия, как культура и цивилизация, необходимо рассматривать их как в отдельности, так и в   целом, так как каждая культура складывается в определенной эпохе и цивилизации.

Общество может состоять из общины, отдельных семей,  различных объединений, государства.

Первобытное общество, в котором еще не сложилась социальная система, уже имеет признаки зарождения культуры.

Цивилизация – это крупномасштабное общество, имеющее вполне сформированную культуру и которое прошло путь зарождения, развития, расцвета и упадка.

Следовательно, историю развития культуры можно разложить на две больших составляющих:

В свою очередь, эпоху цивилизаций можно представить следующими периодами:

Таким образом, понятие культуры можно определить как форму исторической жизни человечества.

Культуру изучают такие направления науки как философия культуры и история культуры, методы которых различны.

Философия культуры рассматривает явления культуры различных эпох с позиции современного мировосприятия и представляет культуру как производственную деятельность с ее следствиями.

История культуры смотрит на любую культуру глазами тех, кто жил в определенную  эпоху и творил эту культуру. Историки культуры изучают все грани творчества человека,  особенности его повседневной жизни, а также результаты материальной и духовной деятельности.

Цивилизация – это социальное пространство, в котором живет и развивается человеческое общество, где формируются и развиваются его экономика, политика, административная система.

В этом же пространстве развивается культура.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях.

Традиционно принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты:

Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства:

         Изучают культуру посредством таких категорий как время, пространство, жизнь, смерть, труд, богатство, счастье, бессмертие.

Аспекты цивилизации и культуры раскрываются по следующим линиям взаимоотношений:

Многие известные деятели науки и культуры размышляли над понятием культуры и давали ей свою трактовку.

Выдающийся этнограф и историк культуры XIX в. Эдуард Бернетт Тайлор (1832 – 1917), заложивший методику – история и типология культур – пишет:

«Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего»[1].

Расширил и углубил толкование понятия культуры русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры.  Слово культура, которое Николай Константинович всегда писал с прописной буквы, он разложил на две составляющих: «Культ» и «Ур»: Культ – почитание Благого Начала, Ур – Свет, Огонь.

Кроме того, Н.К.Рерих советовал разграничивать понятия культуры и цивилизации. В одной из своих статей он пишет:

«Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. …До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль... Можно легко себе представить ‘‘Дом Культуры’’, но будет очень неуклюже звучать: “Дом Цивилизации”. Вполне определительно звучит название “культурный работник”, но совсем иное будет обозначать — “цивилизованный работник”…Мы знаем выражения “цивилизация Греции”, “цивилизация Египта”, “цивилизация Франции”, но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…»[2].

Можно привести высказывание еще одного исследователя культуры, нашей современницы В.В.Смирновой:

« Культура не существует вне человека и его деятельности, также и нет человека вне культуры…В понятии культура органично слились система материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, а также процесс развития творческих способностей человеческой личности и общества в определенных исторических реалиях. Прогрессивное развитие культуры становится возможным только на основе цивилизации. С одной стороны, культура соответствует определенной стадии развития цивилизации, а с другой – обладает относительной самостоятельностью и особыми механизмами функционирования»[3].

Таким образом, изучение теории культуры и культуры как деятельности человека в различные эпохи и цивилизации поможет нам понять прошлое, осознать настоящее и увидеть горизонт будущей эволюции человечества.

 

[1] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. С. 18.

[2] Рерих Н.К. Синтез // Твердыня пламенная. – М., 1999.  С. 44.

[3] Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. С. 5.