Лекции и статьи
Структура цивилизации и культуры
2012 г
А.А.Самсыка
Структура цивилизации и культуры
Разбирая такие понятия, как культура и цивилизация, необходимо рассматривать их как в отдельности, так и в целом, так как каждая культура складывается в определенной эпохе и цивилизации.
Общество может состоять из общины, отдельных семей, различных объединений, государства.
Первобытное общество, в котором еще не сложилась социальная система, уже имеет признаки зарождения культуры.
Цивилизация – это крупномасштабное общество, имеющее вполне сформированную культуру и которое прошло путь зарождения, развития, расцвета и упадка.
Следовательно, историю развития культуры можно разложить на две больших составляющих:
- доцивилизационный период;
- эпоха цивилизаций.
В свою очередь, эпоху цивилизаций можно представить следующими периодами:
- культура Древнего Востока и цивилизаций Бронзового века;
- культура античной цивилизации;
- культура средневековья;
- культура Нового времени;
- культура Новейшего времени.
Таким образом, понятие культуры можно определить как форму исторической жизни человечества.
Культуру изучают такие направления науки как философия культуры и история культуры, методы которых различны.
Философия культуры рассматривает явления культуры различных эпох с позиции современного мировосприятия и представляет культуру как производственную деятельность с ее следствиями.
История культуры смотрит на любую культуру глазами тех, кто жил в определенную эпоху и творил эту культуру. Историки культуры изучают все грани творчества человека, особенности его повседневной жизни, а также результаты материальной и духовной деятельности.
Цивилизация – это социальное пространство, в котором живет и развивается человеческое общество, где формируются и развиваются его экономика, политика, административная система.
В этом же пространстве развивается культура.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях.
Традиционно принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты:
- орудия труда, жилища;
- предметы повседневного обихода, одежда;
- средства транспорта, связи и другое.
Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства:
- рациональное – то, что постигается разумом (наука);
- иррациональное – вера, религия, интуиция;
- мораль, нравственность;
- искусство.
Изучают культуру посредством таких категорий как время, пространство, жизнь, смерть, труд, богатство, счастье, бессмертие.
Аспекты цивилизации и культуры раскрываются по следующим линиям взаимоотношений:
- человек – природный мир;
- человек – социальный мир;
- человек – духовный мир.
Многие известные деятели науки и культуры размышляли над понятием культуры и давали ей свою трактовку.
Выдающийся этнограф и историк культуры XIX в. Эдуард Бернетт Тайлор (1832 – 1917), заложивший методику – история и типология культур – пишет:
«Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего»[1].
Расширил и углубил толкование понятия культуры русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Слово культура, которое Николай Константинович всегда писал с прописной буквы, он разложил на две составляющих: «Культ» и «Ур»: Культ – почитание Благого Начала, Ур – Свет, Огонь.
Кроме того, Н.К.Рерих советовал разграничивать понятия культуры и цивилизации. В одной из своих статей он пишет:
«Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. …До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль... Можно легко себе представить ‘‘Дом Культуры’’, но будет очень неуклюже звучать: “Дом Цивилизации”. Вполне определительно звучит название “культурный работник”, но совсем иное будет обозначать — “цивилизованный работник”…Мы знаем выражения “цивилизация Греции”, “цивилизация Египта”, “цивилизация Франции”, но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…»[2].
Можно привести высказывание еще одного исследователя культуры, нашей современницы В.В.Смирновой:
« Культура не существует вне человека и его деятельности, также и нет человека вне культуры…В понятии культура органично слились система материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, а также процесс развития творческих способностей человеческой личности и общества в определенных исторических реалиях. Прогрессивное развитие культуры становится возможным только на основе цивилизации. С одной стороны, культура соответствует определенной стадии развития цивилизации, а с другой – обладает относительной самостоятельностью и особыми механизмами функционирования»[3].
Таким образом, изучение теории культуры и культуры как деятельности человека в различные эпохи и цивилизации поможет нам понять прошлое, осознать настоящее и увидеть горизонт будущей эволюции человечества.
[1] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. С. 18.
[2] Рерих Н.К. Синтез // Твердыня пламенная. – М., 1999. С. 44.
[3] Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. С. 5.